Деятельность регионов, Ленинградская область
Научно-практический проект «Методическая наука — школьному филологическому образованию»
В Год литературы, в юбилейный год со дня рождения известных русских методистов Василия Васильевича Голубкова и Марии Александровны Рыбниковой начал реализовываться научно-практический проект
«Методическая наука — школьному филологическому образованию» (при реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 243-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России).
Его актуальность и востребованность обусловлена необходимостью в организации взаимодействия методической науки и системы российского образования. Проект способствует преодолению разобщенности научно-методического сообщества, устранению противоречий между наукой и практикой, позволяет разработать методическое обеспечение Концепции филологического образования. Он направлен на конструктивное диалогическое взаимодействие всех субъектов школьного филологического образования: ученик — учитель — ученый-методист — институты образования — Министерство науки и образования РФ.
Старт проекту дал методологический семинар «Проблемы методологии предметных методик и стратегии развития школьного преподавания в области русского языка и литературы в Российской Федерации», который проходил в Санкт-Петербурге 25–28 февраля 2015 года.
Организатором семинара выступила Автономная некоммерческая организация «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — «АЛЬФА-ДИАЛОГ» при поддержке Ассоциации учителей литературы и русского языка и кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А. И. Герцена.
В работе семинара приняли участие 35 ученых-методистов из разных городов нашей страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Вятка, Оренбург, Челябинск, Иркутск, Иваново и др.).
Состоялась Встреча — научная, человеческая, живая и продуктивная. В центре дискуссий — методология методики и ее роль в ежедневной практической работе учителя, вопросы литературного, языкового и личностного развития учащихся.
Организаторами были поставлены три главных задачи:
- объединить профессиональные и человеческие усилия, учиться слушать и слышать друг друга;
- говорить на одном языке, не отменяющем разность научных позиций, мнений, подходов;
- актуализировать достигнутое в науке, осмыслить результаты внедрения государственной образовательной политики в школьную практику и задать «вечные» методические вопросы «что, зачем и как», к которым сегодня неизменно прибавляется четвертый вопрос — «кому», где речь идет об адресате обучения, то есть ученике, который очень изменился по сравнению с тем, каким он был совсем недавно.
По итогам работы семинара были подготовлены аналитические доклады: