Деятельность регионов, Республика Коми
Семинар «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в полиэтническом классе»
29-30 сентября 2016 года в Сыктывкаре состоялся республиканский семинар «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в полиэтническом классе».
Семинар был организован ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» при участии регионального отделения ОО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Республики Коми и проводился с целью предъявления позитивного педагогического опыта преподавания русского языка и литературы в полиэтнических классах; совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, необходимых для работы в специфических условиях многонационального континента учащихся.
В этом методическом мероприятии приняли участие учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, учителя коми языка и литературы, методисты методических служб муниципальных образований, заместители директоров образовательных организаций – более 40 педагогов.
Открыла семинар Н. А. Цыбульская, заведующий центром развития общего образования института. Во вступительном слове Нина Александровна подчеркнула актуальность проводимого семинара по заявленной теме; сосредоточила внимание педагогов на роли учителя русского языка и литературы и преподаваемых ими учебных дисциплин «Русский язык» и «Литература» в условиях работы школы с многонациональным контингентом, коснулась отдельных подходов преподавания литературы в полиэтнических классах.
Затем с приветственным словом к участникам семинара обратилась Е. П. Шеболкина, ректор института. Евгения Петровна подчеркнула значение проводимого мероприятия и отметила, что в рамках семинара учителя – словесники, учителя начальных классов школ региона смогут обменяться мнениями, опытом, знаниями по вопросам организации работы в полиэтнических классах, что в свою очередь будет способствовать взаимному обогащению педагогов. По мнению ректора, интеграция учительского опыта обеспечит условия для профессионального роста каждого участника, а, как известно, от профессионализма и мастерства учителя зависит, какими станут наши дети, какие знания они приобретут, какую жизненную дорогу выберут. «Русский язык и литература играют важную роль в воспитании таких личностных качеств, как патриотизм и гражданственность», - отметила Евгения Петровна и предложила участникам семинара ознакомиться с Концепцией развития этнокультурного образования Республики Коми, разработанной Коми республиканским институтом развития образования совместно с Министерством образования и молодежной политики Республики Коми, имеющей целью развитие ребенка в конкретной образовательной и социокультурной среде. Согласно Концепции, этнокультурный компонент предполагает организацию содержания образования на основе диалога культур, выступающего действенным условием как национального развития, так и гармонизации межэтнических отношений. Евгения Петровна остановилась подробно на целях, задачах и принципах реализации Концепции; прокомментировала ключевые положения документа.
О моделях реализации этнокультурного содержания образования на уроках русского языка и литературы рассказала на семинаре И. Г. Апалькова, проректор по модернизации общего образования ГОУ ДПО «КРИРО». Ирина Григорьевна в своем выступлении отметила, что в республике педагоги, реализуя этнокультурное содержание в рамках своих учебных дисциплин, в основном используют дисперсную модель (введение дидактических единиц в содержание учебных предметов и курсов; использование этнокультурной информации в качестве дидактического материала), а также во многих школах региона применяют развивающую модель (организация внеурочной деятельности на этнокультурной основе).
Говоря о преподавании русского языка в условиях полиэтнической образовательной среды, Ирина Григорьевна обратила внимание педагогов на ключевые проблемы функционирования русского языка в поликультурном пространстве, предложила вниманию коллег «Паспорт ошибок в русской речи детей – носителей тюркских языков». Такой «Паспорт» может быть составлен учителем индивидуально с учетом этнических особенностей классного коллектива. «Без выявления языковых проблем у детей, поиска способов их устранения невозможно добиться качественных результатов в обучении детей русскому языку», - подчеркнула Ирина Григорьевна.
В рамках первой части семинара свой опыт работы в различных формах представили педагоги республики:
- Попова И. А, учитель русского языка и литературы МОУ Ручевская средняя общеобразовательная школа (Литературное творчество как условие нравственно-эстетического воспитания учащихся);
- Старостина И. М., учитель русского языка и литературы МОУ Ручевская средняя общеобразовательная школа (Создание условий для развития коммуникативных качеств учащихся в национальной школе во внеурочное время);
- Морозова М. Б., учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Усть-Вымь (Возможности литературы родного края в формировании национального самосознания учащихся);
- Габова Н. А., учитель русского языка и литературы; Игушева Н. С., учитель коми языка и литературы МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа» (Мастер-класс «Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках литературы. «Нам жизнь дана, чтобы любить» (сопоставительный анализ рассказов А. Платонова «Юшка» и Т. Ломбиной «Зина-капуста»);
- Кабицкая Л. И., Кушманова Ж. Д., учителя начальных классов ГОУ РК «РЦО» УКП «РДБ» (Полиэтническое образование на основе сетевого проекта «Волшебный мир детства с Агнией Барто»);
- Тарасова И. А., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 им. Г. А. Чернова» г. Воркуты (Коммуникативная технология как средство формирования основ речевых умений и системных знаний учащихся на уроках русского языка);
- Захаренко С. А., учитель начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Сыктывкара (Трансляция опыта в форме самоанализа видеоурока в полиэтническом классе «Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»);
- Кайгородцева Н. В., учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 6» г. Сыктывкара (Мастер-класс «Обогащение словарного запаса младших школьников на уроке литературного чтения средствами технологии типа правильной читательской деятельности в условиях полиэтнического обучения»);
- Кравченко Т. Р., учитель русского языка и литературы МБОУ «Основная общеобразовательная школа» с. Усть-Ухта (Мастер-класс «Способы запоминания правильного ударения при формировании речевой культуры школьников»);
- Паршукова Г.В., Фомина Е.В., учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с. Визинга (Основные трудности и их решения преподавания русского языка в полиэтнических классах).
В своих выступлениях учителя говорили об особенностях содержания и организации обучения русской грамоте, методических подходах к преподаванию русского языка и литературы в классах с полиэтническим составом; приемах работы при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ и т.д.
Важным подспорьем в обучении языку, считают педагоги, являются ведущие виды деятельности школьников: игровая и театральная. Эти виды деятельности выступают стимулами овладения ребенком русским языком как средством удовлетворения социальных потребностей.
Неподдельный интерес участников семинара вызвал проект «Интернет-школа «Говорим по-русски всей семьей», разработанный Г. П. Шеболкиной и И. Г. Апальковой, презентованный на круглом столе. Данный электронный образовательный ресурс создан специально для детей мигрантов и вынужденных переселенцев и членов их семей, проживающих на территории Республики Коми.
Кроме педагогов, на круглом столе присутствовали представители Министерства национальной политики Республики Коми и национальных диаспор.
На следующий день работу семинара продолжили открытые уроки, проведенные учителями начальных классов МАОУ «СОШ № 43» г. Сыктывкара:
- Хозяинова Галина Александровна (урок русского языка во 2а классе по теме «Что такое лексическое значение слова?»);
- Попова Нина Валерьевна (урок внеклассного чтения во 2г классе по теме «Коми народная сказка «Ема и две сестры»);
- Мизгирева Наталья Николаевна (урок внеклассного чтения в 4в классе по теме «Коми народная сказка «Два брата»);
- Маркова Анастасия Петровна (урок русского языка в 4д классе по теме «Лексическое значение слова»).
Учителя показали, как на практике реализуют этнокультурное содержание, какие формы и приемы работы применяют на уроках русского языка и литературного чтения в билингвальных классах. В частности, педагоги считают, что на уроках литературного чтения при реализации этнокультурного содержания наиболее эффективным приемом является сравнение некоторых традиций и устоев русского и коми народа. Этот диалог культур служит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре другого народа, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
Завершил работу семинара мастер-класс «Использование регионального материала на уроках теории литературы», проведенный И. Г. Апальковой. Ирина Григорьевна показала, как можно использовать творчество поэтов и писателей региона на уроках литературы, посвященных изучению литературоведческих тем учебной программы.
По окончании семинара была проведена рефлексия. По отзывам педагогов, методическое мероприятие позволило определить направление методической работы с целью достижения необходимых результатов в обучении детей русскому языку как неродному, решить некоторые вопросы, связанные с реализацией этнокультурного содержания учебной программы по литературе.