Деятельность регионов, Хабаровский край
Межрегиональный читательский марафон «Портрет «поколения нулевых» в современной отечественной литературе»
В течение нынешнего учебного года в ДФО проходило интересное мероприятие – межрегиональный читательский марафон «Портрет «поколения нулевых» в современной отечественной литературе». Но прежде чем говорить о марафоне, следует рассказать о том, почему стало возможным проведение такого большого и, надо сказать, затратного мероприятия.
В сентябре 2013 года Президент РФ В. В. Путин принял участие в заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», где призвал к обретению и укреплению национальной идентичности. Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже в начале ноября подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, а также утвердил положение о Совете. Согласно документу, Совет является совещательным органом, цели которого – рассмотрение ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка и выработка предложений по совершенствованию госполитики в указанной сфере.
В связи с этим с 13 по 14 ноября 2013 года в Москве состоялся учредительный съезд Всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ). В мероприятии приняли участие около 250 учителей из 82 регионов нашей страны. Съезд прошел при поддержке администрации президента, по замыслу которой объединение не только качественно повысит уровень преподавания русского языка и литературы в школах, а следовательно, ликвидирует среди молодежи безграмотность во всех смыслах этого слова, но и будет способствовать тому, чтобы учителя безбоязненно отстаивали свои интересы перед властью.
В России сейчас около 100 разных ассоциаций учителей-словесников. Они есть почти в каждом регионе и, конечно, останутся. Но реальные полномочия и право голоса при принятии важных решений будет, видимо, у Всероссийской ассоциации. Очень хочется надеяться на то, что вновь созданное общественное объединение превратится в настоящее общественное движение, нацеленное на возрождение ценностного отношения к русскому языку как великому национальному достоянию России, одной из «духовных скреп» российского народа.
Председателем координационного совета АССУЛ стала Людмила Васильевна Дудова, известный специалист в области школьного филологического образования, а исполком возглавил Роман Анатольевич Дощинский, председатель ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы. Это очень деятельные, энергичные люди, которые считают, что утверждать себя новое общественное объединение должно значимыми делами.
И вот 3 – 5 ноября 2014 г. в г. Ульяновске прошёл всероссийский Фестиваль педагогического мастерства, во время которого состоялся II съезд общероссийской Ассоциации учителей литературы и русского языка. Делегаты обсуждали концепцию филологического образования, программы по литературе и русскому языку. А 28 апреля 2015 года в Российской академии образования на заседании группы по синхронизации текстов Концепции и примерных программ уже была принята «Концепция школьного филологического образования. Русский язык и Литература».
Летом 2014 г. в Крыму проходили курсы для учителей по всем предметам. Что в этом необычного? Да то, что преподавателями на курсах были обычные учителя из всех регионов России! Такой акции не было никогда. Как благодарны были крымчане, что к ним прибыл такой педагогический десант! Подготовка русоведов и литераторов осуществлялась под эгидой АССУЛ.
По инициативе Ассоциации появилась новая традиция – проведение общероссийских Пушкинских словарных диктантов 6 июня. Диктанты эти необычны по форме и интересны по содержанию, задания составлены для учащихся разных возрастов и даже для взрослых.
Создано отделение ассоциации и в нашем крае. Мы стараемся участвовать во всех начинаниях АССУЛ.
Ассоциация и стала инициатором участия региональных отделений в конкурсе на получение Президентских грантов для реализации научно-методических и образовательных программ в области изучения и популяризации русского языка и литературы. Именно на средства Грантов проведён и Фестиваль педагогических идей Ульяновске, и проект «Большая литература большой страны», посвящённый юбилею М.Ю. Лермонтова, и наш межрегиональный читательский марафон «Портрет «поколения нулевых» в современной отечественной литературе».
Конечно, для того, чтобы Грант выиграть, надо составить заявку, описать программу, обосновать бюджет проекта, найти некоммерческую организацию, на счёт которой будут поступать денежные средства, которая будет помогать осуществлению проекта. Для нас ею стала некоммерческая организация «Ассоциация учреждений Дальневосточного федерального округа, реализующих образовательные программы дополнительного профессионального образования», объединяющая образовательные, научно-исследовательские и другие учреждения, занимающиеся подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации специалистов в области образования, исследованием проблем в системе непрерывного профессионального образования в Дальневосточном федеральном округе.
Кратко содержание проекта можно обозначить так: он направлен на поиск путей приобщения подростковой аудитории к чтению и пониманию литературы, повышение мотивации к чтению, развитие интереса к современной отечественной литературе о сверстниках, воскрешение традиций семейного чтения, развитие творческих способностей подростков. Для реализации поставленных задач педагогами, работниками библиотек проведены мониторинги для анализа ситуации с чтением детей и подростков в регионе и поиска методических путей решения проблемы (социологическое исследование, анкетирование родителей, учителей, учащихся, обсуждение ситуации педагогами-словесниками, распространение успешного опыта). Учащиеся вовлекались в активную познавательную и исследовательскую деятельность, популяризировалась современная литература о подростках, при проведении мероприятий использовались современные информационные технологии, технологии квеста.
Почему мы выбрали именно это направление Гранта? На протяжении последних десятилетий в нашей стране, как и во многих других странах, падает уровень читательской культуры населения в целом. Это подтверждает регулярно проводимый мониторинг читательской грамотности в рамках Международного исследования образовательных достижений учащихся («Programme for International Student Assessment» (PISA). Не буду повторять здесь его результаты, они не раз становились предметом обсуждения в учительской среде. Что же касается структуры и содержания чтения подростков, то наиболее популярны фантастика и фэнтези, на второй и третьей позициях — приключенческая литература и триллеры. Это говорит о том, что массовая литература вытесняет из круга детского и подросткового чтения литературу высокого художественного уровня. Подростки мало читают и плохо понимают произведения, ставшие классикой, а произведения современных отечественных писателей, написанные для них и о них, произведения глубокие и многоплановые по содержанию и форме, герои которых живут в ХХI веке, решают те же проблемы, что и нынешние подростки, учатся ориентироваться в сегодняшней непростой реальности, зачастую и вовсе не попадают даже на периферию круга чтения. И это одна из самых острых проблем не только литературного образования.
Причины популярности массовой литературы в подростковой среде естественны и понятны: динамично развивающийся сюжет, занимательность повествования делают чтение лёгким, так называемым компенсаторным, позволяющим уйти с помощью книги от реалий окружающей действительности. Тогда как именно литература высокого художественного достоинства, требующая «труда чтения», является одним из основных средств формирования мировоззрения, предлагающим образцы личного и общественного поведения, отношения к миру, людям и самому себе, основанные на духовных ценностях, учит мыслить проблемно, видеть целое и выявлять частности, адекватно оценивать ситуации и находить правильные решения. Таким образом, выделяются две серьезные проблемы, связанные с состоянием чтения в среде подростков: снижение мотивации к чтению у школьников и изменение картины чтения современных детей и подростков (преобладание произведений массовой литературы в структуре детского чтения).
Планируя работу, направленную на повышение уровня читательской культуры школьников, мы понимали, что успешность её зависит от объединения усилий взрослых (прежде всего учителей-словесников и родителей) и детей, то есть надо создать такие условия, при которых ребята станут активными, деятельными участниками проекта.
Наши педагоги имеют успешный опыт популяризации чтения в детской среде. Ежегодно проводятся интересные читательские конференции по произведениям современной литературы, в том числе и межрегиональные. А в 2013 году учащиеся г. Хабаровска приняли участие (заочное) в читательской конференции по книгам Дины Сабитовой, которая проходила в Москве. В рамках ежегодных научно-практических конференций на секциях литературы учащиеся представляют интересные исследовательские работы.
Цели проведения читательского марафона — поиск и апробация путей и методов приобщения детской аудитории к чтению и пониманию современной литературы, в том числе произведений о подростках и для подростков, а также повышение мотивации к чтению в детско-юношеской среде.
Задачи:
- разработка форм массовой работы, связанной с популяризацией чтения в детско-взрослой среде (в частности, технология литературного квеста);
- развитие разных форм творческой и проектно-исследовательской деятельности школьников (конкурсы творческих и научно-исследовательских работ учащихся);
- выявление основных методических проблем, связанных с преподаванием литературы в школе, и нахождение путей решения этих проблем;
- проведение социологического исследования, направленного на выявление роли чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов, и самоанализ результатов проекта.
Марафон стартовал в сентябре 2014 г. в нескольких регионах ДФО (Амурская обл., Республика Саха (Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Магаданская обл., Камчатский край, ЕАО) и завершился 28 марта 2015 г. в Хабаровске, учителя, учащиеся и даже родители – самые активные участники, призёры и победители марафона.
Расскажу более подробно о составляющих проекта. Начали мы с формирования рекомендательного списка произведений современной отечественной литературы, которые могут быть использованы для работы с учащимися 5 – 8 и 9 – 11 классов на уроках и во внеурочное время. Ведь зачастую не только дети и родители, но и учителя не успевают следить за новинками современной отечественной литературы для подростков. Следовательно, осуждая круг чтения школьников, сетуя на их тяготение к массовой литературе, ничего не могут этому противопоставить. Список можно найти на сайтах АССУЛ, ХК ИРО, «Слово как территория жизни». Он продолжает пополняться, в том числе и с помощью юных читателей-марафонцев.
Неожиданное препятствие поджидало нас в самом начале. Мы «замахнулись» на масштабное мероприятие, поэтому следовало принять меры к тому, чтобы как можно больше людей узнали о нём и заинтересовались, почувствовали желание стать его участниками. Значит, надо размещать информацию о марафоне в средствах массовой информации. Вот тут-то и выяснилось, что публикация материалов в городских и краевых газетах, выступление на телевидении с рассказом о мероприятии для детей – услуга платная, и плата высока. Удалось разместить печатные материалы только в Якутии…
В рамках марафона проводилось социологическое исследование «Роль чтения и литературы в социализации школьников средних и старших классов: мнение учителей и учащихся». Главной целью является сравнительное изучение мнения школьников о роли чтения и литературы в их жизни, с одной стороны, и мнения учителей о том, насколько изменилась сегодня роль чтения и литературы в жизни школьника. Сопоставление их мнений позволит более точно увидеть проблемы в этой сфере, внести коррективы в программы современного литературного образования, в том числе внеклассного чтения школьников. Акцент в исследовании будет сделан на роли художественной литературы в ракурсе социализации личности школьника. Были разработаны анкеты и проведено анкетирование учителей и учащихся, школьники написали сочинения о роли чтения сегодня, о любимых произведениях, литературных героях, об отношении к классике, о чтении новых книг, популярных у сверстников, сейчас заканчивается обработка и анализ полученных данных.
Но главная составляющая марафона – это конкурсы. Их было пять:
- конкурс исследовательских и творческих работ учащихся «Портрет «поколения нулевых» в современной отечественной литературе»;
- фотоконкурс «Подросток читающий»;
- конкурс юных художников-иллюстраторов «Герои книг глазами юных художников»;
- конкурс синквейнов «Литература. Чтение. Книга»;
- конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий «А мы ребята «нулевых», или Новое поколение выбирает…».
Конкурсы с августа 2014 г. по март 2015 г. проходили во всех регионах круга, а лучшие работы направлялись для участия в окружном этапе (он получается для участников заочным). Такая форма проведения выбрана потому, что и дальневосточные расстояния очень велики, и стоимость проезда высокая. За проведение этого этапа каждого конкурса отвечал один из регионов: фотоконкурс – пгт Талдан, Амурская обл. (Свистунова Т. А.); конкурс синквейнов – г. Находка (Ким А. В.) и пос. Хор Хабаровского края (Литвиненко С. Ю.); конкурс иллюстраторов – г. Якутск, Республика Саха (Якутия) (Андреева Т. С.); конкурсы исследовательских и творческих работ учащихся и конкурс методических разработок – г. Хабаровск (Мягкова В. В.).
Награждение победителей и призёров, активных участников проекта осуществлялось за счёт средств гранта и проводилось на главном, заключительном мероприятии марафона. Награждены были 72 участника
28 марта 2015 г. в Краевом центре образования встретились учителя и учащиеся – участники межрегионального читательского марафона, победители и призёры конкурсов, хабаровчане и гости, приехавшие из Якутии и Находки, Ванино и Хора, Комсомольска-на-Амуре и посёлков Ерофей Павлович, Талдан, Уруша, Зея… Как радушно встречали нас учителя и учащиеся КЦО! Закрытие марафона прошло весело, ярко, познавательно. Спасибо за это автору сценария Александре Николаевне Кортелевой, заведующей отделом по организации концертов и зрелищных программ КГАУК Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры и лучшему ведущему Владиславу Анатольевичу Арефьеву, заместителю директора Краевой детской библиотеки им. Наволочкина Наталье Григорьевне Ляшко, студенткам ХГГУ Екатерине Кисиной и Татьяне Ли, придумавшим литературный квест. Все организационные вопросы решались с помощью Татьяны Валентиновны Мельниковой, проректора ХК ИРО, а бюджетом проекта (900 000 руб.) управляла главный бухгалтер Надежда Александровна Леуцкая.
Сейчас, когда подведены итоги проекта и можно уже сказать, что поставленные задачи удалось решить, стоит поговорить об уроках марафона. За свою учительскую жизнь мне с учениками приходилось участвовать во многих проектах, конкурсах, но все они шли «сверху вниз», то есть от министерства, управления образования. Приходило у школу информационное письмо от вышестоящих органов, администрация отдавала распоряжение русоведам принять в нём участие и – хочешь, не хочешь – приходилось. Марафон же стартовал «снизу»: никаких писем от управления мы по школам не рассылали, информация прошла через сайты АССУЛ, ХК ИРО и, как говорится, из уст в уста. Около ста учителей и более тысячи ребят стали марафонцами-читателями. Преподавателям и школьники захотелось принять участие, потому что им понравилась идея, понравились предложенные конкурсы. Этот вывод можно назвать уроком первым.
Задания для участия в марафоне были доступными для многих, а не только для продвинутых читателей, любителей литературы, записных участников олимпиад и конкурсов. В рекомендательном списке книг ребята нашли те, которые действительно стали их любимыми. Вот эта УВЛЕКАЮЩАЯ составляющая марафона кажется мне очень ценной. И это урок второй. Есть и третий урок. Чтобы воздействовать на сознание подростков и постепенно вести их от чтения массовой литературы к чтению литературы более высокого порядка, следует использовать новые подходы. Одним из таких подходов нам представляется технология квеста, который, с одной стороны, сам по себе является маленьким приключением, а с другой — связан с расследованием — мини-исследованием — поиском, притом поиском целенаправленным. Литературный квест способствует также развитию читательских компетенций. Это игра, динамичная, познавательная и развлекательная, связанная с решением целого ряда логических задач. Методический потенциал этой формы массовой работы довольно высок. Разгадывая зашифрованные объекты, игроки развивают эрудицию, учатся думать в команде, искать нужную информацию, обращаясь к самым разным источникам, выражать собственное мнение и прислушиваться к мнению других. Вот такое литературное путешествие завершало наш марафон. Тринадцать команд и тринадцать станций с заданиями самого разного характера и уровня сложности, индивидуальными и командными, забавными и серьёзными. В состав каждой команды входили ребята из разных регионов, маршрутные листы с зашифрованными адресами станций (причём все подсказки были составлены с учётом реалий КЦО, где проходил квест) требовали наблюдательности, быстроты реакции и слаженности действий всей команды, что позволило ребятам, которые впервые встретились здесь, к концу путешествия стать настоящими друзьями. Для такого ЖИВОГО действа плохо подходит засушенное название «мероприятие». Это и есть третий урок.
Итак, не приказ, а собственное желание, увлечённость участников и организаторов, живая форма игры – всё это способствовало тому, что после марафона у его участников осталось замечательное «послевкусие» - желание самим придумать что-нибудь этакое! Это хороший итог. Видеофильм и другие материалы о читательском марафоне можно посмотреть, пройдя по ссылкам:
- Грант в КЦО 28 03 2015
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ на церемонию награждения ОРИГИНАЛ 3 от В.В. Мягковой
- Информация о читательском марафоне ДФО
Марафон завершён, а Год литературы продолжается. Отделение АССУЛ Хабаровского края предлагает в новом учебном году провести литературные турниры для школьников 5 – 6, 7 – 8, 9 – 11 классов. Заявки на участие уже принимаются в произвольной форме по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. (Вера Владимировна Мягкова).