Деятельность Ассоциации, Анонсы, Год русской классики в школе
Самое время собирать
Интервью с главным редактором волгоградского литературного журнала «Отчий край» прозаиком Александром Лепещенко, посвященное проекту «Некрасов и Достоевский – вечные спутники. Взгляд из 21-го века»…
Что заключено во фразе Достоевского о красоте, спасающей мир? В чём суть нового проекта «Некрасов и Достоевский – вечные спутники. Взгляд из 21-го века»? Пришло ли время собирать авторов, читателей и вообще, мыслящих людей? Каково может быть значение литературы для народа? И что противопоставить процессу превращения человечества в стадо? Почему, наконец, актуальны произведения антиутопистов? Об этом писатель, эссеист, литературный критик Олег Куимов беседует с главным редактором волгоградского литературного журнала «Отчий край» прозаиком Александром Лепещенко.
— Достоевский надеялся, что красота спасёт мир… Александр, а вы надеетесь?
— Надеюсь. Одно только но. Высказывания в привычном виде — то есть «красота спасет мир» — у Достоевского всё-таки нет. Зато есть «мир спасет красота» — разница, на первый взгляд, не принципиальная. Однако обратимся к источнику. Эти слова произносит Аглая Епанчина, героиня романа «Идиот», и произносит их, так сказать, в списке запрещенных тем: «— Слушайте, раз навсегда, — не вытерпела наконец Аглая, — если вы заговорите о чем-нибудь вроде смертной казни, или об экономическом состоянии России, или о том, что «мир спасет красота», то... я, конечно, порадуюсь и посмеюсь очень, но... предупреждаю вас заранее: не кажитесь мне потом на глаза!» Даже если допустить, что для Аглаи эти темы носят какой-то сокровенный характер и именно поэтому говорить о красоте она с князем Мышкиным не желает, то согласитесь, Олег: допустить, что Достоевский отождествлял себя с этой героиней как-то не получается.
Ну а со слов другого героя Достоевского — Мити Карамазова — складывается и вовсе обратная картина: «Красота — это страшная и ужасная вещь! Страшная, потому что неопределимая, и определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки. Тут берега сходятся, тут все противоречия вместе живут... Иной высший даже сердцем человек и с умом высоким начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его и воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы... Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой. В содоме ли красота?.. Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» («Братья Карамазовы»).
Противоречие? Вовсе нет. Просто Достоевский разделяет красоту на высокую и низменную, то есть горнюю и земную. А человек соединяет в себе две эти противоположности, и в этом — опасность красоты. Часто земная красота, лишенная духовного начала, принимается за красоту истинную. Достоевский же даёт ясное указание на то, что для него истинная красота: «Мир станет красота Христова» (подготовительные материалы к «Бесам»). Эта мысль часто встречается в учениях православных святых отцов. Скорее всего, от них Достоевский и воспринял эту идею. Истинная красота в его понимании тождественна Богу. Другими словами, сказать «мир спасет красота» — все равно что сказать: «Христос есть Спаситель мира».
— Вижу, Александр, вы основательно подготовились к новому проекту «Некрасов и Достоевский – вечные спутники. Взгляд из 21-го века»…
— Подготовился (смеётся). Достоевский меня давно затянул, ещё с университета… А лет семь назад я о творце великого Пятикнижия даже роман филологический написал… «Смешные люди» называется… Впрочем, и в двух следующих моих книгах, и в новом романе, над которым сейчас работаю и который уже скоро начинает публиковать питерский журнал «Нева» (первую часть «Владимира Необходимовича»), всё поверяется классиком русской и мировой литературы Ф. М. Достоевским. Так совпало, что 2021 год — год юбилейный. И у Достоевского, и у Некрасова 200 лет со дня рождения (романиста и поэта вообще многое что связывало: горячая дружба в юности, непростые отношения в зрелые годы, наконец, посмертное слово Достоевского на могиле Некрасова). Естественно, что ни редакция, ни редакционный совет пройти мимо такого не могли. Вот и решили объединить обе юбиляции в проект «Некрасов и Достоевский – вечные спутники. Взгляд из 21-го века».
Замечу, это — совместный проект литературного журнала «Отчий край» (Волгоград), Общероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка (Москва), Российского общества преподавателей русского языка и литературы (Санкт-Петербург) и Российское общество «Знание». Цель? Цель у нас одна: привлечь внимание к русской классической литературе в условиях цифровой цивилизации, побудить к чтению «золотых» книжек современных школьников и студентов.
Итак, уже 1 февраля в федеральных и региональных СМИ будет дан старт проекту, включающему: Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна. Её надо разгадать…», Всероссийский конкурс эссе к 200-летию Н. А. Некрасова «Это было раненое сердце, раз и на всю жизнь…» и Всероссийский конкурс методических разработок «Интересная классика: опыт преподавания Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского». Лучшие эссе школьников и студентов, а также лучшие методические разработки педагогов будут опубликованы на редакционном сайте «Отчего края». Победителей найдут награды.
Член редакционного совета Людмила Васильевна Дудова — литературовед, председатель Координационного совета АССУЛ,подвижник и наш человек в Москве — смогла заинтересовать проектом советника Президента РФ по культуре В. И. Толстого. Так вот, Владимир Ильич теперь возглавил Почетный президиум Акции, а состав его вошли известные и очень уважаемые люди из разных регионов нашей сраны.
В регионе же нашими партнёрами по проекту будут ВОУНБ имени М. Горького и Централизованная система детских библиотек Волгограда. Без детских библиотек, понятно, что не обойтись. Ну а «Горьковка» и вовсе — культурный центр Волгоградской области. Светлана Александровна Сафронова, директор всеми нами любимой «Горьковки», уже вовсю собирает людей Культуры. И это, конечно же, совпадает с нашими устремлениями...
—То есть время собирать?
— Олег, я бы уточнил… Самое время собирать… Помните, библейское «время разбрасывать камни, и время собирать камни»? Так вот, сейчас — нужно собирать… Авторов, читателей и, вообще, мыслящих людей… Людей Культуры. Именно так — «Культура» с прописной буквы. А то ведь получается по Розанову: «Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Но глупые дети всё растратили. Это русские».
— В свете обнажения в общественном развитии последних глобализационных процессов актуальными становятся произведения антиутопистов. Что вы думаете об актуализации темы пастуха и стада?
— Эта тема была актуальна и во времена Достоевского, с которого разговор наш, собственно, начался… Разве поэма Ивана Карамазова о Великом инквизиторе не об этом? А роман Замятина «Мы»? Конечно, об этом. Великий инквизитор трансформировался в Благодетеля, по сути это одно лицо. В романе «4510 по Фаренгейту» стадом управляет также пастух. 4510 по Фаренгейту — температура, при которой воспламеняется и горит бумага. Философская антиутопия Брэдбери рисует беспросветную картину развития постиндустриального общества: это мир будущего, в котором все письменные издания безжалостно уничтожаются пожарными, а хранение книг преследуется по закону, интерактивное телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, карательная психиатрия решительно разбирается с инакомыслящими, а на охоту за ними выходит электрический пёс… Так что, да, произведения антиутопистов весьма актуальны…
— Ну а что противопоставить процессу превращения человечества в стадо?
— Я, в общем-то, уже ответил на этот вопрос. «Братья Карамазовы», «Мы» и «4510 по Фаренгейту» всем нам в помощь…
— Внутренний мир писателя хорошо отражается в интервью. Судя по ним, у меня сложилось мнение, что писатели делятся на три категории: писатели-мужики, писатели-баре и писатели-интеллигенты. Причём первые, такие как Распутин и Белов, в своих интервью проявляются как мудрые мужики, в то время как прочим не удаётся дотронуться до общественного нерва. Вот ходят совсем рядом, но попадают в бровь, а не в глаз. В состоянии ли они вытащить из нынешнего болота обездуховления народ или же это прерогатива писателей-мужиков?
— Олег, мне представляется, что проблема не только в писателях, но и в самих читателях. Возьмём классику. Например, гончаровского «Обломова». Что там Илья Ильич Обломов говорит? Все ищут ответ на вопрос: «Как жить?» А надо — «Зачем жить?» Так вот, Гончаров сословно ни к мужикам, ни к барам не относился. К интеллигенции? Пожалуй, да. Это был писатель-интеллигент. К чему я веду? Да к тому, что народ должен работать над собой — читать и перечитывать «золотые» книжки. А писатели — быть честными, как Распутин, Белов, как наш волгоградец Екимов…
— Что в таком случае ваш журнал делает для привлечения масс в литературный процесс?
— Первое: в «Отчем крае» мы публикуем прозу современного классика Бориса Екимова. В числе наших авторов Анатолий Ким, Роман Сенчин, Василий Струж, Евгений Лукин, Пётр Таращенко, Александр Балтин, Александр Пономарёв, Дмитрий Воронин, Андрей Рудалёв, Олег Куимов и многие другие… Те, кто создают честную литературу о Человеке… Другое: мы собираем новых авторов. Вот уже скоро откроем нашим читателям иркутянина Андрея Антипина, ставшего в 2020 году лауреатом Всероссийской литературной премии имени В. П. Астафьева (номинация «Проза»). Третье: в апреле, 13-го, мы впервые в истории журнала проведём награждение лауреатов ежегодной Литературной премии имени В. Б. Смирнова, отметим авторов лучших публикаций (проза, поэзия, литературные эссе, краеведческие очерки). Это не просто дань памяти первому главному редактору, доктору филологии и крупнейшему российскому литературоведу Виталию Борисовичу Смирнову (13 апреля — день его рождения), а ещё один инструмент для сборки… Собирания… людей Культуры... Авторов и читателей.
— Благодарю вас за интервью и желаю «Отчему краю» выхода на новый уровень признания.
— Спасибо вам, Олег, за вопросы, продиктованные самой жизнью…
Справка «Граней культуры»:
КУИМОВ Олег Владимирович — прозаик, эссеист, литературный критик.
Родился в 1967 году, живёт в Подмосковье.
Обучался в Томском государственном университете на геолого-географическом факультете (гидрология суши). Окончил Литературный институт имени А. М. Горького.
Публиковался в литературных журналах «Луч», «Наш современник», «Север», «Дон», «Нижний Новгород», «Лампа и дымоход», «На любителя» (Атланта), «Южная звезда», «Южное сияние» (Украина), «Российский колокол».
С 2020 года в литературном журнале «Отчий край» ведёт авторскую рубрику «Книжник Куимов», в которой публикует критические разборы произведений современных авторов.
Лауреат премии журнала «Сура» за 2016 год, а также нескольких конкурсов и фестивалей: «Славянские традиции», «Славянская лира», «Русский Гофман» и других. Книга сказок на тему русских народных пословиц и поговорок отмечена золотым дипломом Международного литературного форума «Золотой витязь» и премии имени Петра Ершова.
КУИМОВ Олег Владимирович — прозаик, эссеист, литературный критик.
Родился в 1967 году, живёт в Подмосковье.
Обучался в Томском государственном университете на геолого-географическом факультете (гидрология суши). Окончил Литературный институт имени А. М. Горького.
Публиковался в литературных журналах «Луч», «Наш современник», «Север», «Дон», «Нижний Новгород», «Лампа и дымоход», «На любителя» (Атланта), «Южная звезда», «Южное сияние» (Украина), «Российский колокол».
С 2020 года в литературном журнале «Отчий край» ведёт авторскую рубрику «Книжник Куимов», в которой публикует критические разборы произведений современных авторов.
Лауреат премии журнала «Сура» за 2016 год, а также нескольких конкурсов и фестивалей: «Славянские традиции», «Славянская лира», «Русский Гофман» и других. Книга сказок на тему русских народных пословиц и поговорок отмечена золотым дипломом Международного литературного форума «Золотой витязь» и премии имени Петра Ершова.