Деятельность Ассоциации, Поэтическая летопись победы
Я вернусь к тебе, Россия!
(Размышляя о повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!» (эссе)
Материалы размещаются в авторской редакции. Авторская орфография и пунктуация сохранены
Эссе: скачать файл
Я вернусь ещё к тебе, моя Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Неизвестный поэт
из лагеря Заксенхаузне
История намеренно возвращает непрожитое нами время -для того, чтобы облегчить нам поиск ответов на вечные для человечества вопросы о смысле жизни, о сути человеческого бытия на Земле. А иначе - зачем История, зачем Время, если каждое поколение может начать жизнь с чистого листа, то есть может не думать о том, что было до него, и не отвечать за то, что успело сделать само.
История не должна изучаться лишь по учебникам и директивам. Знаниеподлинной горькой правды о войне не умаляет ни нашей Победы, ни нашего человека на войне. Не умалило нашей Победы знание об «окопной правде», о той «неправильной войне», которая, собственно, и была войной на уничтожение, когда кто - кого? Когда человеческая жизнь казалась ничтожной пылинкой, мало что значащей в своей отдельности.
А что же тогда оставалось думать о тех, кто попал в плен и выжил, отняв тем самым часть славы у погибших? Не было ни жалости, ни милосердия к этим изгоям судьбы, которые, едва вздохнув глоток свободы в год-другой после Победы, отправлены были досиживать за свою непонятную вину перед страной и народом в отечественных лагерях, где доуничтожалось всё то, что ещё могло остаться на донышке их души.
До сих пор, наверное, у многих ещё слово «плен» ассоциируется с нравственным падением, а в сочетании «пропавший без вести» ощущается у них какой-то «душок». Правда, в последнее время признаётся наконец за пропавшими хотя бы право на погибель в войне…
Повесть К. Воробьёва «Это мы, Господи!» сорок лет пролежала в архиве. Думается, потому, что автору, побывавшему в плену, просто-напросто отказывали в доверии. Считалось, что не имел он права, коль там и был, быть духовным наставником советского человека. И вершился таким образом неправедный суд не только над человеком, но и над его рукописями.
Автор:
Бастрыгина Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Кемеровская область