Деятельность регионов, Рязанская область
Круглый стол «Вирус сквернословия»
3 февраля 2022 года Рязанское региональное отделение Ассоциации учителей литературы и русского языка приняло участие в работе круглого стола под названием «Вирус сквернословия»
3 февраля 2022 года Рязанское региональное отделение Ассоциации учителей литературы и русского языка приняло участие в работе круглого стола под названием «Вирус сквернословия», организованного Центром грамотности Рязанской областной универсальной научной библиотеки им. Горького. Из-за пандемии в Мультимедийном зале присутствовал ограниченный круг специалистов; основная масса сотрудников библиотек Рязанской области, учителей-словесников участвовали в мероприятии дистанционно.
В качестве основного докладчика выступал В.М. Пахомов, член Совета по русскому языку при Президенте РФ, член Орфографической комиссии РАН, кандидат филологических наук, главный редактор портала "Грамота.ру". Тема его доклада была необычной, точнее несколько даже провокационной: "Спасти русский мат". Смысл выступления, как нами он был понят, такой: необходимо соблюдать, формировать и защищать культуру речи, но запретительными мерами сквернословие не уничтожить, невозможно и надо ли. Русский мат - это извечно существующий пласт русского языка, который выполняет определенные функции, хотя бы эмоциональные, когда надо сбросить напряжение во время стресса, например. «Неприличные» слова, как сказал один из выступавших, в определенных ситуациях употребляет подавляющее большинство людей. Вокруг мата курсирует много неверных гипотез, в том числе о том, что этот ненорматив в нашу речь привнесли татаро-монголы. Но на самом деле мат в русском языке был всегда, да и есть не только в русском языке, но и во многих славянских и других языках. На вопрос, почему сейчас разгул непотребных слов в обществе, прозвучал ответ: ранее никогда не было в «публичном пространстве такого огромного количества текстов».
Практически доказательством последнего утверждения стал анализ употребления ненормативной лексики в массмедиа, проведенный Н.Н. Гордиенко, кандидатом фил.наук, доцентом кафедры литературы и журналистики РГУ имени С.А. Есенина. Она перечислила довольное большое количество передач по телевидению, в которых мат звучит часто.
Интересный экскурс в языкознание табуированной лексики сделала доктор фил.наук, профессор РГУ им. Есенина Ю.А. Южакова. В докладе на тему «Литературный язык и внелитературные элементы в системе русского языка» она с позиций ученого, филолога, объяснила причины существования мата. Одна из причин в спонтанной вербальной коммуникации: действие функции экономии речевых средств. Это реальность. Юлия Александровна привела необычную ассоциацию с употреблением непотребных слов — эффект сорванного под давлением клапана внутреннего сгорания. Именно эмоциональный всплеск, являющийся последствием стресса, чаще всего сопровождается матом. Основная мысль выступления: бороться надо не с лексикой, пусть даже ненормативной, а с причиной ее вызывающей и активизирующей. Запретительными мерами проблемы не решить, необходимо воспитывать культуру речи, потребность в ней.
Но что лукавить: дети же каждый день смотрят телевизор, а там такое смакование идет порой, что........ Великие писатели включают в свои произведения ненорматив. Как в школе и семье воспитывать негативное отношение к мату, если в телепередачах, в разговоре взрослых постоянно звучит ненормативная лексика. Ведь это же настоящие двойные стандарты.
Во время проведения круглого стола было задано много вопросов из аудитории и в зале, и по ту сторону экрана, возникла дискуссия, но ни одного нехорошего слова не прозвучало (здесь стоит улыбающийся смайлик). Все внутри восстает против спасения мата, хотя понятно, что бороться с какой бы то ни было лексикой трудно. Запрет не поможет. Что же делать? Вывод: бороться не с лексикой, а воспитывать культуру речи мудро, честно и настойчиво. Завершилось мероприятие словами священника, отца Павла (Конькова), руководителя Молодежного отдела рязанской епархии, о том, что "счастливые люди матом не ругаются". После мероприятия остались такие разноречивые чувства, особенно у нас, учителей словесности. Но бесспорно, было очень интересно. И мирно (без пены у рта) при наличии противоположных мнений. Целесообразно продолжить конструктивный разговор о том, что делать, чтобы сформировать у подрастающего поколения потребность в культуре речи. А это задача не только школы и семьи, но и всего общества!
Спасибо нашему партнеру Центру грамотности РОУНБ им. Горького за организацию очень важного разговора! В конечном счете речь шла о будущем.
Материал подготовлен руководителем РО АССУЛ Рязанской области
Карпачевой Галиной Владимировной