Деятельность регионов, Московская область
Отчет о работе регионального отделения АССУЛ Московской области за 2015 год
Работа регионального отделения АССУЛ Московской области как общественной организации направлена на проведение социально значимых мероприятий в соответствии с планом работы отделения.
Было проведено 4 научно-практических конференции, 2 научно-методических семинара, 4 творческих конкурса, включая Всероссийский конкурс сочинений среди школьников и Всероссийский фестиваль «Литературный венок России» для творческих коллективов образовательных учреждений, 2 конкурса исследовательских проектов среди школьников, 1 конкурс чтецов «Живая классика» среди учащихся 6-7 классов, 1 конкурс исследовательских проектов среди учителей русского языка и литературы общеобразовательных организаций Московской области, 1 творческий конкурс «Книжный эксперт ХХI века». Все проведенные мероприятия получили положительную оценку общественности и были направлены на поддержание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе Московской области современных технологий преподавания, на объединение усилий учителей в формировании интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы, на повышение воспитательной и развивающей роли русского языка в деле формирования у школьников гражданского самосознания.
Научно-практические конференции
Научно-практическая конференция, посвященная Международному дню родного языка (20 февраля 2015 года). В конференции приняли участие председатель Координационного совета АССУЛ Дудова Людмила Васильевна, члены Регионального отделения АССУЛ, учителя русского языка и литературы, ученые-филологи и преподаватели МГОУ.
Открыло конференцию выступление фольклорного ансамбля факультета русской филологии МГОУ «Виноградие». Прекрасное исполнение русских народных песен создало участникам конференции хорошее настроение и благоприятно повлияло на успешную работу.
В ходе конференции обсуждены актуальные вопросы, связанные с изучением родного языка, популяризацией русского языка и преодолением языковых барьеров, с формированием в образовательных учреждениях социально-психологической среды для культурно-языковой адаптации и интеграции детей-инофонов в русскоязычное пространство.
С большим вниманием и интересом заслушаны доклады Дудовой Людмилы Васильевны, председателя Координационного совета ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка», кандидата филологических наук, заведующей кафедрой филологического образования Московского института открытого образования («Роль общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в популяризации русского языка»), Крючковой Людмилы Сергеевны, кандидата филологических наук, заведующей кафедрой русского языка как иностранного и культуры речи МГОУ («Роль русского языка в современном мире»), Марковой Елены Михайловны, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка как иностранного и культуры речи МГОУ («Русский язык в системе славянских языков: общее и дифференцированное»), Шаталовой Ольги Викторовны, доктора филологических наук, профессора, декана факультета русской филологии МГОУ («Факультет русской филологии МГОУ – основа языковой культуры»).
Очень эмоционально и выразительно прозвучало выступление директора гимназии № 4 г.Электросталь Шеляпиной Ирины Игоревны («Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово» (языковой и культурологический аспект Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов)»).
Опытом организации своей педагогической деятельности и работы на уроках поделились учителя муниципальных общеобразовательных организаций:
- Борисова Светлана Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 г.о. Королёв («Формы и приемы работы с учащимися-инофонами на уроках русского языка»);
- Осипова Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 10 г.Химки, член центральной предметно-методической комиссии и жюри всероссийской олимпиады по русскому языку («Олимпиада по русскому языку как форма развития филологической компетенции учащихся»).
Во второй части конференции состоялось награждение учащихся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий из Московской области, победителей и призеров различных творческих конкурсов и олимпиад филологического направления, проводимых Ресурсным центром русского языка МГОУ совместно с региональным отделением Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Московской области.
Участники конференции и учащиеся с большим интересом восприняли выступление Мартиросовой Марии Альбертовны, научного сотрудника Ресурсного центра русского языка МГОУ, члена Союза писателей России («Значение творческих конкурсов для учащихся в формировании их языковой культуры, духовно-нравственного и патриотического воспитания»). Награждение победителей творческих конкурсов учащихся провела директор Ресурсного центра русского языка Боброва Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики русского языка и литературы МГОУ.
Искренние чувства у всех собравшихся вызвали выступления некоторых победителей и призеров, изъявивших желание прочитать отрывки из своих конкурсных работ.
Итоги конференции подвела председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Московской области, научный сотрудник Ресурсного центра русского языка МГОУ Будылкина Нина Васильевна, которая поблагодарила всех участников и выступающих за работу и пожелала дальнейших успехов в профессиональной деятельности.
«Актуальные проблемы обучения в российских вузах русскому языку как иностранному иностранных граждан и русскому языку как неродному» (27 марта 2015 года). На конференции рассмотрены вопросы по направлениям:
- современное образовательное пространство российских, зарубежных вузов и вузов стран СНГ;
- иностранные языки в системе образовательного пространства;
- управление процессом обучения студентов в вузах: программы, учебные планы и учебники;
- проблемы подготовки иностранных бакалавров, магистрантов и аспирантов на довузовском этапе обучения;
- проблемы профессионально ориентированного преподавания общетеоретических и гуманитарных дисциплин в системе новых образовательных стандартов;
- обучение РКИ и РКН в системе вузовского дополнительного образования;
- студенческая мобильность и обучение РКИ;
- решение проблем межкультурной коммуникации при обучении иностранцев в российских вузах:
- лингводидактические аспекты формирования культуры речи иностранного учащегося в системе довузовского и вузовского обучения;
- проблемы дистанционного обучения в вузах России и за рубежом;
- использование современных технологий обучения с целью повышения качества довузовского и вузовского образования;
- экспертиза качества профессионального довузовского и вузовского образования;
- традиционные и современные формы контроля знаний учащихся.
«Детское и подростковое чтение: состояние, проблемы, перспективы» (28 апреля 2015 года). В конференции приняли участие учителя русского языка и литературы, библиотекари общеобразовательных организации Московской области, методисты муниципальных методических служб, преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования. Состоялся живой заинтересованный разговор специалистов о том, как привлечь современного школьника к книге, воспитать в нем потребность в чтении книг. С докладами выступили:
- Боброва Светлана Владимировна, директор Ресурсного центра русского языка, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного и культуры речи МГОУ («Развитие читательской компетенции школьников как средство повышения качества образования»);
- Антонова Евгения Станиславовна, доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка МГОУ («Формирование универсальных учебных действий в процессе работы над художественным текстом»);
- Левитская Надежда Андреевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой филологии Академии социального управления («Круг чтения современных школьников»);
- Серебрякова Елена Викторовна, методист Учебно-методического образовательного центра г.о. Королёв («Активизация процесса воображения и развитие творческого мышления школьников на уроках литературы»);
- Горшкова Ирина Борисовна, председатель Ассоциации библиотечных работников системы образования Московской области («Роль школьной библиотеки в формировании у детей и подростков устойчивой потребности в чтении»);
- Мартиросова Мария Альбертовна, научный сотрудник Ресурсного центра русского языка МГОУ, член Союза писателей России («Значение творческих конкурсов в развитии интереса детей к чтению»);
- Будылкина Нина Васильевна, научный сотрудник Ресурсного центра русского языка МГОУ, председатель регионального отделения АССУЛ Московской области («Региональный открытый урок чтения как одна из форм развития у школьников мотивации к чтению»).
Межрегиональная конференция «Теоретические и методологические проблемы обучения современному русскому языку» (20 октября 2015 года).
К собравшимся участникам конференции с приветственным словом обратилась декан факультета русской филологии Московского государственного областного университета доктор филологических наук, профессор Шаталова Ольга Викторовна.
В ходе работы конференции были заслушаны доклады:
- Шаталовой Ольги Викторовны, доктора филологических наук, профессора, декана факультета русской филологии МГОУ («Русский язык в вузе: история и современность»);
- Антоновой Евгении Станиславовны, доктора педагогических наук, профессора кафедры методики дистанционного обучения и новых образовательных технологий МГОУ («Технологии обучения написанию сочинений»);
- Архиповой Елены Викторовны, доктора педагогических наук, академика Академии педагогических и социальных наук (АПСН), профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина («Методическая система обучения русскому языку в инновационном образовательном пространстве»);
- Кондариной Ирины Владимировны, кандидата филологических наук, заведующей кафедрой иностранных языков Российской таможенной академии («Формирование речевой компетенции студентов неязыковых вузов»);
- Новиковой Татьяны Федоровны, доктора педагогических наук, профессора кафедры филологии историко-филологического института Белгородского государственного исследовательского университета («Обучение русскому языку в школе с учетом регионального компонента»);
- Марковой Елены Михайловны, доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка как иностранного и культуры речи МГОУ («Русский язык как родной и как неродной: принципиальные различия»);
- Левитской Надежды Андреевны, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой филологии Академии социального управления («Актуальные проблемы подготовки выпускников к итоговому сочинению»);
- Алпатовой Татьяны Александровны, доктора филологических наук, профессора кафедры русской классической литературы МГОУ («Обучение анализу литературного произведения в школе»);
- Мищериной Марины Алексеевны, кандидаты педагогических наук, доцент, директоры Центра языкового тестирования и содействия миграционной политике Международного института менеджмента объединений предпринимателей Торгово-промышленной палаты РФ, сопредседателя Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» («Развитие профессиональной речи учителя как средство реализации ФГОС основного общего образования»);
- Будылкиной Нины Васильевны, научного сотрудника Ресурсного центра русского языка МГОУ, председателя регионального отделения ОО АССУЛ в Московской области («Роль общественных объединений учителей общеобразовательных организаций в повышении воспитательной и развивающей роли русского языка в деле формирования у школьников гражданского самосознания»);
- Кузнецовой Татьяны Александровны, методиста издательства «АСТ-Пресс» («Использование словарей на уроках русского языка в целях реализации ФГОС»);
- Крушинской Татьяны Федоровны, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Академии гражданской защиты МЧС России («Современные интерактивные пособия по русской орфографии и пунктуации»);
- Омельченко Екатерины Сергеевны, учителя русского языка и литературы МБОУ СКОШИ для слепых и слабовидящих детей, г. Королев.
Научно-методические семинары
«Формы и методы обучения русскому языку и литературе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (из опыта работы учителей русского языка и литературы муниципальных организаций городского округа Фрязино» (12 февраля 2015 года). В семинаре приняли участие учителя русского языка и литературы муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области; специалисты муниципальных органов управления образованием и методических служб Московской области.
С большим интересом участники семинара восприняли выступления:
- Бобровой Светланы Владимировны, директора Ресурсного центра русского языка, кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики русского языка и литературы Московского государственного областного университета («Формы и методы обучения русскому языку в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- Алпатовой Татьяны Александровны, профессора кафедры русской классической литературы Московского государственного областного университета («Формы и методы обучения литературе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Опытом работы по теме семинара поделились с коллегами учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений города Фрязино Московской области:
- Чаморцева Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия города Фрязино («Место и роль учебно-методического комплекса Ладыженской Т.А, Баранова М.Т. под редакцией Н.М. Шанского в процессе апробации ФГОС ООО»);
- Припадчева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 5 г. Фрязино («Формы и методы работы по учебно-методическому комплексу Бабайцевой В.В. в условиях реализации ФГОС ООО»);
- Беляева Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №2 г.Фрязино («Учебно-методические комплекты по русскому языку как средство реализации ФГОС ООО (на примере УМК С.И. Львовой)»);
- Косьяненко Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ Лицей города Фрязино («Применение инновационной методики обучения сочинению по музыкальным отрывкам и шумам в 5 классе»).
- С учебно-методическим обеспечением реализации ФГОС в общеобразовательных учреждениях познакомила участников семинара методист по русскому языку и литературе издательства «Русское слово» Татьяна Александровна Кузнецова.
«Инновационные технологии в преподавании литературы в школе» (17 марта 2015 года) на базе МАОУ СОШ № 3 г. Щелково. В семинаре приняли участие учителя русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области, сотрудники научно-методического журнала «Литература в школе». В ходе работы семинара участники познакомились с выступлениями:
- Крупиной Н.Л., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, главного редактора научно-методического журнала «Литература в школе» («Литература в школе и актуальные проблемы литературного образования»);
- Калгановой Т.А., кандидата педагогических наук, доцента, автора книг по методике преподавания литературы, редактора научно-методического журнала «Литература в школе» («Инновационные технологии в преподавании литературы в школе»).
- Куликова Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, педагог, программист, автор книги «Компьютер для учителя» провела с коллегами мастер-класс «Практическое применение информационных технологий на уроках литературы в 5-6 классах».
В «Школе педагогического мастерства» учителя представили открытые уроки:
- директор МАОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, победитель ПНПО Московской области Иванова Я.Н.; учитель истории высшей квалификационной категории, победитель ПНПО Московской области Кошелева С.Н. (интегрированный урок по теме «Бородинское сражение в русской истории по роману Л.Н. Толстого "Война и мир");
- учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Рыбникова Надежда Алексеевна; учитель английского языка высшей квалификационной категории Шипикина Елена Николаевна; учитель французского языка высшей квалификационной категории Букова Галина Николаевна (интегрированный урок по теме «Символизм в русской литературе серебряного века и в мировом искусстве»);
- учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Степанчиков Михаил Андреевич; кандидат педагогических наук Куликова Тамара Николаевна (интегрированный урок по теме «Сочетание реальности и фантастики в рассказе М.Д. Осоргина «Пенсне»);
- заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Чупрунова Ирина Владимировна; заместитель директора по УВР, учитель начальных классов первой квалификационной категории Решникова Эмма Садыковна (урок по литературному чтению «Литературные сказки»).
Конкурсы
Региональные конкурсы сочинений для школьников
- Конкурс сочинений, посвященный 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского (апрель – май). В конкурсе приняли участие учащиеся 5, 7, 10 классов в количестве 64 человек из 34 муниципальных образований Московской области.
- Конкурс сочинений, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (апрель – май). В конкурсе приняли участие учащиеся 5, 7, 10 классов в количестве 253 человека из 58 муниципальных образований.
Всероссийские конкурсы
- Всероссийский конкурс сочинений (октябрь – ноябрь).
- Всероссийский фестиваль «Литературный венок России» (октябрь – ноябрь).
- Конкурс «Книжный эксперт ХХI века» (ноябрь – декабрь)
Международный конкурс чтецов «Живая классика»
В рамках конкурса учащиеся 6-7 классов читали вслух (декламировали) на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения российского или зарубежного писателя, которое не входит в школьную программу по литературе.
Цели и задачи конкурса:
пропаганда чтения среди детей и подростков;
расширение читательского кругозора школьников;
развитие у детей навыков адекватного восприятия печатной информации;
возрождение традиций семейного чтения;
повышение общественного интереса к библиотекам;
поиск и поддержка талантливых детей;
повышение интереса детей и подростков в современной русской литературе.
В региональном этапе конкурса приняли участие около 200 человек из 65 муниципальных образований Московской области.
Региональный конкурс проектно-исследовательских работ школьников
«Мы разные, но мы вместе»,
посвященный формированию толерантности учащихся (апрель – июнь)
Задачи Конкурса:
совершенствовать навыки самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, публичных выступлений учащихся;
способствовать воспитанию у учащихся готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной принадлежности;
содействовать формированию активной жизненной позиции, развитию коммуникативных способностей как основных признаков личности, обладающей толерантным сознанием;
совершенствовать умение выхода из конфликтных ситуаций, способности гармонично жить в мире разных людей.
В конкурсе приняли участие более 100 человек из 42 муниципальных образований Московской области.
V региональный конкурс образовательных проектов
«Московская область – территория мира и согласия» (май – июнь),
Конкурс посвящён вопросам социальной адаптации мигрантов средствами образования.
Цели:
стимулирование и поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений, педагогической, родительской и ученической общественности, направленной на культурно-языковую и социально-психологическую адаптацию и интеграцию детей мигрантов и представителей этнических меньшинств в областных образовательных учреждениях;
укрепление атмосферы межнационального согласия и гражданского единства в обществе.
Задачи:
изучить, обобщить и распространить инновационный опыт образовательных учреждений, осуществляющих работу по социокультурной интеграции детей мигрантов и освоению ими государственного (русского) языка;
способствовать повышению уровня знаний педагогов, учеников и родителей о миграционной и этнической ситуации в Московской области, о вопросах интеграции мигрантов;
расширить знаний учеников, педагогов и родителей об этническом и культурном своеобразии мигрантов;
обобщить и распространить инновационные формы и методы работы по формированию у школьников и учащейся молодежи установок межэтнической и межконфессиональной толерантности, уважения к особенностям каждой культуры мира, стремления к диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству.
В конкурсе приняли участие 24 проекта из 21 муниципального образования.
К работе жюри конкурсов привлечены учителя русского языка и литературы и преподаватели Московского государственного областного университета, члены регионального отделения ОО АССУЛ в Московской области.
Кроме того, члены регионального отделения ОО АССУЛ в Московской области приняли участие в следующих всероссийских мероприятиях:
- Всероссийская научно-практическая конференция «Сочинение на современном этапе развития образования в РФ (Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе)», которая состоялась 7-8 апреля 2015 года на базе Российской академии образования. Участников конференции приветствовали первый заместитель министра образования Российской Федерации Наталья Владимировна Третьяк, президент Российской академии образования Людмила Алексеевна Вербицкая. С докладами выступили:
Черняк Мария Александровна, доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена («Роль и место сочинения в педагогических системах: исторический аспект»);
Дудова Людмила Васильевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования («Сочинение в современной концепции филологического образования»);
Волков Сергей Владимирович, учитель литературы ГБОУ ЦО № 57 г. Москвы, главный редактор журнала «Литература» («Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития»);
Сухих Игорь Николаевич, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета («Сочинение сквозь призму литературоведения»);
Пугач Вадим Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета («Жанровая парадигма сочинения в начально и средней школе»);
Безруких Марьяна Михайловна, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, директор ФБГНУ «Институт возрастной физиологии РАО» («Психологические основы обучения письму и чтению»);
Черниговская Татьяна Владимировна, доктор биологических наук, доктор филологических наук, профессор и заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, заведующая лабораторией когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета («Чему учит сочинение: влияние сочинения на психологическое развитие учащихся»);
Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и методики Института гуманитарных дисциплин Московского государственного педагогического университета («Круг чтения современного школьника. Критерии отбора литературных текстов»)
Казакова Елена Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета («Научно-методическая инфраструктура для подготовки к написанию сочинения»).
- Литературная встреча «Несломленный русский язык» с презентацией сборника гражданской поэзии Донбасса «Час мужества», проведенная Государственной Думой РФ в рамках мероприятий, посвященных Году Литературы и празднованию Дня русского языка. Данная встреча состоялась 5 июня 2015 года.
- Всероссийский семинар-совещание «Языковая политика в сфере образования – инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности», проведенный 24 и 25 июня 2015 года в рамках реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2015 годы)».
- Международный образовательный форум «Глинские чтения», проводимый в целях реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» при участии Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ, Министерства спорта РФ и Росмолодежи. Форум проходил с 27 по 29 июля 2015 года в Троице-Сергиевой Лавре в Московской Духовной Академии (г. Сергиев Посад). На форуме были рассмотрены следующие направления:
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи;
- отечественные традиции в педагогике;
- воспитание в семье и школе;
- нравственный потенциал русского языка: роль языковой среды в воспитании детей и молодежи;
- духовно-нравственная составляющая профессиональной подготовки учителя;
- теоретические основы и практический опыт использования святоотеческого наследия в образовательных учреждениях России;
- труды схиархимандрита Иоанна (Маслова), рекомендованные Министерством образования и науки РФ, в современной системе образования.
- Участие в I Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы (Дагестан, 29 октября – 1 ноября).
- Участие во Втором Педагогическом форуме Русского мира «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве» (г.Владимир, 1-2 ноября).
- Обсуждение Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации педагогической общественностью Московской области (ноябрь – декабрь).
Экспертное заключение
После прочтения и обсуждения проекта «Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (в дальнейшем – Концепция) ей была дана оценка как документу, не соответствующему заявленному виду.
1. Названный документ не может считаться концепцией, так как не содержит «системы взглядов» на проблему преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях. Идея решения проблем декларируется, но никак не подкрепляется. Концепция не содержит совокупности положительных идей, способных определить развитие филологического образования в русской школе.
2. По своей структуре Концепция состоит из трёх частей.
Первая вводная часть документа содержит в себе неполную, сбивчивую и поверхностную характеристику места и значения в русском мире предметов «русский язык» и «литература», изобилующую неточностями.
Во второй части констатируются, нередко достаточно точно, проблемы, связанные с преподаванием, а точнее, с изучением в образовательном учреждении филологических дисциплин. (При этом разработчики документа принимают депрессивные явления как некую «объективную данность» и провозглашают «примирение» с этими процессами). Вместо того чтобы наметить перелом ситуации, в документе предлагается пойти у неё на поводу, в частности, сократить число изучаемых значительных по содержанию и «объёмных» произведений, заменить произведения, «написанные для взрослых», на более понятные и соответствующие «возрастным способностям» обучаемых. Фактически в документе провозглашается отказ от полного и глубокого изучения художественных произведений, от обучения комплексному анализу текста. Взамен предлагается элементарное чтение элементарных текстов).
Недопустимо признание неизменности ситуации с 2-мя часами в неделю, отведёнными на преподавание литературы, тем более, что в документе указана основополагающая роль филологии для отечественного образования.
И такого рода «пораженческие» настроения являются в документе сквозными.
3. Третий рекомендательный раздел документа фактически сводит к минимуму возможность регулирования процесса филологического образования и открывает дорогу педагогической анархии. Созидательные идеи в документе отсутствуют.
Предложение внедрить в практику преподавания русского языка «базовый» и «профильный» уровень, как видится из положений документа, может привести к очередному снижению планки грамотности и увеличению количества ошибок, допускаемых не только на ЕГЭ по русскому языку, но и в письменных работах по любому предмету, а по большому счёту, – к всеобщей и тотальной безграмотности.
4. Пути решения проблем преподавания русского языка и литературы завершены параграфом «4.3. Общие проблемы». Очевидно, что названия данных разделов Концепции не совпадают. В самом параграфе содержатся не раскрытие проблем, а пожелания того, что необходимо сделать. При этом не указываются ответственные и сроки выполнения данных пожеланий.
5. К кому обращен текст документа? Адресат оказался размытым. Авторы назвали документ «Концепцией преподавания...», но в центре внимания оказались не только внутрисистемные проблемы педагогической деятельности учителей-предметников, но и внешние, в частности, указаны проблемы в высшем и дополнительном профессиональном образовании, в деятельности книжных издательств, библиотек и т.д. В связи с этим возникает вопрос: кто является адресатом текста? Если все перечисленные субъекты, тогда Концепцию как документ рекомендуется принять к сведению всем, к кому она имеет непосредственное отношение, но в таком случае она должна носить управленческий и обязательный для перечисленных субъектов характер?
6. Содержание документа не соответствует заявленной теме «Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации», так как разработчики документа чаще говорят об изучении, а не о преподавании учебных дисциплин.
7. Следует обратить внимание на досадные просчёты и неточности:
а) разработчики Концепции забыли о введении итогового сочинения, как формы контроля, которое введено в 2014 году и является условием допуска к ЕГЭ. Введение названной формы контроля во многом изменило и преподавание, и изучение литературы;
б) нельзя сводить критику учебников по русскому языку и литературе лишь к перечню недостатков, так как в настоящее время в практике школ действует ряд линий УМК, включённых в Федеральный перечень, каждый из них по-своему моделирует языковую личность обучаемого;
в) подразумевается ли в документе формирование языковой и речевой коммуникативной среды? Не дан ответ на важный вопрос: как создать среду единого языкового, а не только речевого образования.
Предложенный документ выполнен непрофессионально. Его отличает логическая сбивчивость, отсутствие ясности в основных понятиях, крайне поверхностное понимание филологических явлений и социокультурных процессов, но главное, предлагаемые положения Концепции не будут способствовать положительному изменению преподавания базовых дисциплин «Русский язык» и «Литература» (29 ноября).
- Участие в «круглом столе», посвященном обсуждению «Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», в Российской академии образования (16 декабря).