Деятельность регионов, Липецкая область
Проект «Межрегиональная Летняя школа филологов ЦФО, посвящённая Году литературы»
В Липецке с 29 июня по 03 июля 2015 года прошёл очный этап «Межрегиональной Летней школы филологов ЦФО, посвящённой Году литературы».
Его организаторами стало Липецкое отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» совместно с Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Липецкой области «Институт развития образования» при участии Липецкого отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)».
В качестве эпиграфа Школы были выбраны слова Президента РФ В.В. Путина, прозвучавшие в ноябре 2013 г. на Всероссийском литературном собрании, которое прошло в Российском университете дружбы народов: «Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона. И, конечно же, важно сконцентрировать усилия на решении важнейших проблем литературной сферы». Эти слова стали своеобразным лейтмотивом всего проекта.
Проведению Школы предшествовала долгая и кропотливая подготовительная работа, потому что Проект включал ряд мероприятий: областной конкурс чтецов «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово…» среди обучающихся, всероссийскую научно-практическую конференцию «Малая родина – большая литературы: проблемы современной филологии», мастер-классы с актёрами, режиссёрами, учителями, краеведами, творческие встречи, в том числе с писателями, семинары для учителей, дистанционный и очный этап самой «Межрегиональной Летней школы филологов ЦФО, посвящённой Году литературы», конкурс методических разработок. В частности, руководителю проекта для выполнения поставленных задач потребовалось привлечь образовательные организации не только Липецкой области, но и свыше пятнадцати областей Российской Федерации, подключить учреждения культуры – библиотеки, театры, филармонию Липецкой области.
Слушателями Школы стали филологи, представлявшие сообщества словесников Брянской, Воронежской, Калужской, Курской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской областей, Москвы, Ульяновска, Ярославля, Рыбинска, Великого Новгорода, Белгорода. Конференция состоялась по инициативе регионального отделения по Липецкой области ООО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и кафедры гуманитарного образования ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования» при поддержке ЛО ООО «СТД РФ (ВТО)».
В ходе работы Школы участников приветствовала ректор ГАУДПО ЛО «ИРО» к.пед.н., доцент, Заслуженный учитель РФ Черных Л.А., которая обратила внимание на особую роль языка и литературы в становлении нравственной личности, на высокую степень ответственности учителя словесности в формировании этой личности.
Особенную значимость Школе придали мастер-классы наших коллег. Учителя-практики продемонстрировали свой профессионализм, щедро поделились накопленным педагогическим опытом с филологами.
Гости Школы, в частности А.В. Фёдоров, к.филол.н., руководитель Филологического центра издательства «Русское слово», сопредседатель Координационного совета АССУЛ, учитель литературы ГБОУ гимназия № 1516 г. Москвы, И.А. Григорченко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Мариинская гимназия» г. Ульяновска, руководитель Ульяновского отделения ООО «АССУЛ», С.Л. Каганович, д.филол.н., профессор, старший научный сотрудник (Великий Новгород) в своих выступлениях призвали активизировать работу, направленную на популяризацию и повышение мотивации изучения русского языка и литературы в современных социокультурных условиях.
Мероприятие было реализовано за счёт средств гранта № 781/11 в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп. и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России.
РЕЗОЛЮЦИЯ
По итогам работы Школы состоялся круглый стол «Преподавание русского языка и литературы в условиях современной образовательной среды: проблемы и перспективы» и была принята следующая резолюция:
1. Признать высокий уровень организации и проведения Школы, рекомендовать материалы мероприятия к публикации и для размещения на профессиональных сайтах с целью распространения передового опыта педагогов Центрального Федерального округа среди учителей русского языка и литературы других регионов.
2. Предложить ежегодное проведение подобных Школ в Центральном федеральном округе (и в других Федеральных округах), в том числе за счёт средств президентских грантов.
3. Проанализировать результаты реформирования системы филологического образования в Российской Федерации и наметить стратегические направления развития этой сферы, которые обеспечат её стабильность и устойчивость.
4. Создать равные условия для осуществления образовательной деятельности во всех регионах страны (учебники, оборудование, кадры).
5. Последовательно отстаивать самостоятельность русского языка и литературы как школьных предметов на всех этапах школьного образования.
6. Уделить особое внимание преподаванию русского языка и литературы в 10 – 11 классах. Внести поправку, позволяющую разделить предмет «Русский язык и литература» в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего (полного) общего образования на два самостоятельных предмета «Русский язык», «Литература» на базовом и углублённом уровнях.
6. Внести изменения в раздел Федеральных государственных образовательных стандартов среднего полного (полного) общего образования «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», разделив их на «Требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы по русскому языку» и «Требования, предъявляемые к результатам освоения основной образовательной программы по литературе».
7. Дополнить требования к предмету «Литература» перечнем обязательных для изучения художественных произведений, содержащих общероссийский культурный код, признать необходимость определения обязательного списка дидактических единиц по русскому языку.
8. Поддержать важнейшие положения Концепции школьного филологического образования (Русский язык и литература).
9. Отметить важность гармонического сочетания воспитательного, ценностно-смыслового и эстетического подходов в освоении содержания предметов «русский язык» и «литература», приняв за основу Концепцию школьного филологического образования, разработанную ООО «АССУЛ».
10. Восстановить объём часов в рамках рекомендуемого базисного учебного плана для основной и старшей школы, отводимых на изучения литературы и русского языка в 5 – 11 классах, предусмотрев изучение предмета «Литература» в объёме не менее 3 часов в неделю. На «Литературном собрании» в ноябре 2013 года глава государства отметил: «11. Сохранить методически обоснованную вариативность в преподавании русского языка и литературы.
12. Утвердить в качестве обязательных уроки внеклассного чтения и развития речи в основной школе.
13. Создать государственную программу поддержки учителя русского языка и литературы, обеспечить активное участие педагогов в выездных методических школах, мастер-классах по обмену опытом. Продумать механизм организационной и финансовой поддержки системы повышения квалификации учителей-словесников с отрывом от учебного процесса.
14. Способствовать консолидации педагогического сообщества учителей-словесников, в том числе и через поддержку деятельности региональных отделений Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».
15. Разработать порядок комплектования школьных библиотек художественной, в том числе детской и юношеской, критической, методической, справочно-энциклопедической литературой и периодическими изданиями.
16. Содействовать проведению мероприятий, направленных на популяризацию чтения классической русской литературы.
17. Привлечь средства массовой информации к более широкому освещению вопросов школьного образования в области русского языка и литературы, разработки концепции школьного филологического образования, проблемам детского и подросткового чтения и речевой культуры, поддержки и продвижения русского языка как в регионах России, так и в сопредельных государствах.
Видео
Фотоотчёт