ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность регионов, Киров

XII Крещенские встречи словесников Вятского края

Благодарность
Точно, как вчера, погожий день вышел из тумана, а ночь была лунная.
Погода и благодарность – родные:
одна родилась в природе, другая – в душе человека.
И чувство гармонии в душе человека вышло из благодарности
И вот в это чудесное утро благодарю за чудесные темнеющие
стручки акации с ее маленькими птичками и нагруженные подарками
для белок еловые вершины,
и за всякую вещь, переданную человеку от человека:
за стол, за табуретку, за пузырек с чернилами и бумагу, на которой пишу.
Михаил Пришвин

Учитель литературы – это педагог, миссия которого осуществляется с помощью устного «живого слова», содержанием его профессии становится соединение слова писателя и слова ученика. Неслучайно прижилось такое определение: словесник, то есть человек, владеющий словом. Он окрашивает своей интонацией и сопровождает своим комментарием многие страницы русской классики, звучащей на уроках. Получается так, что мысли и чувства учителя, его размышления и толкования остаются только в памяти учеников, иногда на страницах методических журналов.

Каждый год в крещенский вечер Вятская гуманитарная гимназия города Кирова приглашает к себе учителей литературы области для особого разговора. Эта «образовательная встреча» посвящается «наставникам, хранившим юность нашу, всем честию, и мертвым и живым» (А.С.Пушкин).

Эта традиция Крещенских встреч родилась в честь двух Заслуженных учителей России: Андрея Петровича и Надежды Анатольевны Лупановых, со дня смерти которых прошло уже больше десятилетия. Они родились в один день 1941 года и ушли из жизни друг за другом: он – в 2001, она – в 2002. В литературе есть примеры художественных образов учителейсловесников, но и жизнь оказывается исключительно щедра на создание ярких, удивительных судеб «заслуженных» учителей.

Лупановы любили литературу и преподавали ее, Андрей Петрович прошел путь от учителя, до директора школы и заведующего районным отделом народного образования Кирова, но никогда не отказывался от общения с детьми, учениками. Поддерживал и развивал идеи духовно-нравственного развития личности средствами литературного образования, стоял у истоков лучших инноваций в образовании города. С его легкой руки расцвела Вятская гуманитарная гимназия, а Надежда Анатольевна Лупанова работала в ней заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителем литературы, русского языка и мировой художественной культуры.

Собравшиеся за круглый стол педагоги вспоминали, что Надежда Анатольевна отличалась образованностью, широкими литературными интересами, особым даром петь русские романсы, шутить. Все помнят ее доклады на августовских конференциях, статьи в центральных методических журналах и газетах, научных сборниках. Исследовательские работы ее учеников побеждали в конкурсах. Ей удавалось оставаться мудрой и молодой одновременно, она могла быть душой праздника, певуньей и плясуньей, и строгим критиком «золотых» сочинений медалистов города.

Для супружеской пары Лупановых существовала культура России во всем ее величии и многообразии. С Надеждой Анатольевной мы ездили по литературным местам России, восхищались парком Спасского-Лутовинова, в котором старые липы шептали слова писателя: «Душа моя, все мысли мои в России». И мы выполняли завет их хозяина: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Родиной Надежды Анатольевны был Арзамас, поэтому часто она бывала в Болдино и с нежностью любила русский усадебный быт. В последние годы она с удовольствием растила цветы на своей даче, я помню, как проникновенно она читала на открытом уроке строки И.С. Тургенева: «Расставаясь с жизнью…я бы хотел еще раз надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей родины; я бы хотел еще раз услышать издали скромное тиканье надтреснутого колокола в приходской нашей церкви; еще раз полежать в прохладной тени под дубовым кустом на скате знакомого оврага; еще раз проводить глазами подвижный след ветра, темной струею бегущего по золотистой траве нашего луга…».

Как пророчески печально звучат сейчас эти строки… Надежда Анатольевна и Андрей Петрович не смогли жить в разных мирах, ушли из этой жизни друг за другом, потому что счастливы и любимы были на родной земле. Их образы, улыбки, голоса, хранит наша память.

Лупановы были замечательными собеседниками, русскими православными людьми, которые хорошо знали историю русской философской мысли. Идеи русской культуры и отечественного образования они сохраняли на своих уроках, в управленческих решениях, в слове, обращенном к коллегам и ученикам. Они обладали даром понимания и учеников, и коллег, умели помочь советом, знали ценность «вовремя сказанного нужного слова» (А. Грин), умели быть «заслуженными собеседниками» для своих учеников. Воспоминаниям и добрым словам об уроках, работе, характерах, поступках, жизни педагогов Лупановых посвящается один из сюжетов встречи.

Об интеллигентности, глубоких знаниях и благородстве натуры Андрея Петровича Лупанова вспоминали директор Вятской гуманитарной гимназии Валерия Владимировна Вологжанина и заслуженный учитель истории Галина Аркадьевна Кропанева. Учитель литературы Татьяна Константиновна Косолапова, зам. директора гимназии по научно-экспериментальной работе, рассказала о традициях русской православной культуры – помнить и поминать добрым словом своих духовных наставников, учиться у них памяти и совести. «Воспитывать душу» можно на уроках литературы, содержание которых наполнено размышлениями учеников над текстом, словом, художественным образом…. Такая память помогает жить творчески, осмысленно, духовно.

Каждая крещенская «образовательная встреча» включает несколько сюжетов: литературная тема, дискуссионный круглый стол и поминальные пироги. Тема ХII Крещенских встреч словесников звучала так: «Доверие как дар и благодарность», она включала мастер-класс о доверии между учениками и учителями, детьми и взрослыми. Вторым сю-жетом встречи был обзор деятельности Всероссийской ассоциации словесников и обсуждение планов работы ее регионального отделения – ассоциации учителей русского языка и литературы Кировской области. Каждый участник встречи получил анкету МИОО о проблемах изучения детского чтения, анкета не только выясняла точку зрения учителя, но и открывала перед ним пространство работы по продвижению детской литературы.

Заключительным сюжетом Крещенских встреч стали поминальные пироги, которые собрали всех за круглым столом «теплым» словом. Крещенские встречи словесников стали событием общественной жизни города, они напоминали о том, что «есть у слова особая власть, утешением к сердцу припасть» (В. Соколов).

Создание Ассоциации учителей русского языка и литературы – это один из путей понимания миссии школы, поиска общих решений по развитию литературного образования в новом веке. Крещенские встречи словесников – это «момент истины» в этом сложном поиске, потому что он обращен к сохранению душевного и нравственного здоровья педагогов, которым предстоит решать сложные задачи сохранения языка, памяти, культуры своего Отечества.

Сведения об авторе:
Галицких Елена Олеговна,
доктор педагогических наук, зав.кафедрой русской и зарубежной литературы Вятского государственного гуманитарного университета, научный консультант Вятской гуманитарной гимназии, профессор, Заслуженный учитель РФ.

610002 Киров, ул. Пролетарская, д.25, кв.133
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
дом.тел. 8-8332-670426
моб.тел. 8-912-820-89-49

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»