ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

  • Главная
  • Регионы
  • Калуга
  • Круглый стол по обсуждению Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации

Деятельность регионов, Калуга

Круглый стол по обсуждению Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации

22 декабря 2015г. в министерстве образования и науки Калужской области состоялся круглый стол по обсуждению Концепции преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях Российской Федерации (далее Концепция).

Председательствовал на круглом столе министр образования и науки Калужской области Аникеев Александр Сергеевич, в обсуждении приняли участие специалисты ГАОУ ДПО Калужской области «Калужский институт развития образования» во главе с его директором Чеченковой Мариной Викторовной и учителя русского языка и литературы Калужской области.

В своем выступлении Александр Сергеевич осветил основные проблемы в области преподавания русского языка и литературы, обратил внимание учителей на наиболее спорные положения Концепции, высказал надежду, что в обсуждении примет участие всё сообщество словесников области.

В ходе обсуждения словесники отметили положительные стороны Концепции и те её положения, которые являются непонятными общественности и требуют серьёзной доработки.

Широкое филологическое образование предполагает формирование не только языковой личности, но и приобщение этой личности к красоте и богатству художественного слова эталонных произведений классической литературы и мировой культуры в целом. В Концепции же предлагается изучать художественные произведения проблемно-тематическими блоками. Одно и то же произведение будет изучаться несколько раз с разных позиций. Несомненно, при таком принципе преподавания теряется целостное восприятие художественного текста. Складывается впечатление, что литературу предлагается использовать как прикладную дисциплину при изучении вопросов, изложенных в «Тематических блоках». Вряд ли при таком способе преподавания литературы на школьника, читающего книгу, нахлынут хоть какие-нибудь чувства, ведь он должен будет выискивать в тексте нужные места для разбираемой темы блока.

Учителя не поддерживают идею, изложенную в Концепции, изучения русского языка и литературы на двух уровнях: базовом и профильном. Базовый уровень овладения русским языком учащимся завершается к концу 9 класса, и ЕГЭ сдается также после 9 класса. Продолжить изучение русского языка и литературы предоставляется только тем учащимся, кто выберет гуманитарный профиль и будет мотивирован для поступления в лингвистические вузы. Остальные учащиеся (их большинство) будут совершенствовать русский язык при изучении произведений разных эпох через «обсуждение и комментирование исторических изменений русского языка». Ещё большую озабоченность вызывает предложение сдавать ГИА по русскому языку после 9 класса в устной форме, не отменяя при этом и уже привычную нам сдачу экзамена в форме ОГЭ. Устная форма экзамена в формате ГИА или ЕГЭ явно преждевременна.

Коллеги высказались против уничтожения «золотого списка» классической литературы и изучения художественных произведений на альтернативной основе в старших классах; против свободного авторского составления учителем рабочих программ по литературе; против декларативного заявления о составлении для одного класса программы разноуровневого обучения с ориентацией на читательскую грамотность учащихся, или на этнокомпонент, или на «психологические и гендерные особенности учащихся». При составлении подобной рабочей программы каждый учитель будет ориентироваться на свои литературные вкусы, свои предпочтения. А это недопустимо. Список же предлагаемых в Концепции произведений не дает возможности учащимся старшей школы увидеть русскую литературу в ее развитии. Масштабы выбранных художников слова разновелики.

Словесники высказывали озабоченность введением решений Министерства образования и науки РФ скоропалительно и часто непродуманно во времени, когда решение принимается в апреле, а в сентябре требуется уже его реализация.

Общим выводом было предложение разработчикам Концепции не спешить воплощать в жизнь основные положения документа, учесть все предложения и доработать столь важный для филологического образования учащихся документ.

С полным текстом Концепции, решением научно-методического совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» («АССУЛ») и петицией можно ознакомиться на сайте Калужского регионального отделения rus.kalugaedu.ru. Поддержать петицию можно, отправив слова поддержки по адресу Ассоциации Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»