1-й съезд ассоциации
Создана Всероссийская ассоциация учителей русского языка и литературы
Напомним, что в сентябре 2013 года Президент РФ Владимир Путин принял участие в заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», где призвал к обретению и укреплению национальной идентичности. Премьер-министр России Дмитрий Медведев уже в начале ноября подписал постановление об образовании Совета по русскому языку при Правительстве РФ, а также утвердил положение о Совете. Согласно документу , Совет является совещательным органом, цели которого – рассмотрение ключевых вопросов в области государственной поддержки и развития русского языка и выработка предложений по совершенствованию госполитики в указанной сфере.
В связи с этим с 13 по 14 ноября 2013 года в городе Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка». В данном мероприятии приняли участие более 250 учителей из 82 регионов нашей страны. «Учителя собрались для того, чтобы попытаться выработать единые подходы к преподаванию русского языка и поддержать учителей-словесников, которые оказались в сложной ситуации: грамотность школьников и интерес к русскому языку и литературе катастрофически падают» .
Съезд прошел при поддержке Администрации Президента РФ, по замыслу которой «объединение не только качественно повысит уровень преподавания русского языка и литературы в школах, а следовательно, ликвидирует среди молодежи безграмотность во всех смыслах этого слова, но и будет способствовать тому, чтобы учителя безбоязненно отстаивали свои интересы перед властью».
Создание подобной Ассоциации поможет учителям-словесникам выработать единую систему преподавания русского языка и литературы в школе, а также правильно осмыслить недавно принятый Закон об образовании, поскольку преподаватели в школах практически не знают, как работать в его рамках.
«Сейчас ситуация с предметами «русский язык» и «литература» в школах плачевная. Согласно последним данным международного исследования PISA, по качеству чтения и пониманию текста школьниками Россия среди 65 стран заняла 41-е место. Хотя еще недавно была на 27-м» .
Одной из бед современного школьного образования можно считать существующее рассогласование по времени изучения знаковых событий. Например, роман Льва Толстого «Война и мир» в школах проходят раньше, чем войну 1812 года в школьном курсе истории. Создание Ассоциации поможет устранить данные нестыковки и синхронизировать преподавание литературы и истории в школе.
Но программа – еще не самая большая беда, говорили участники съезда. Роман Дощинский, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы, так прокомментировал причины создания организации : «Мы все-таки пытались убеждать администрации образовательных организаций, убеждать местных чиновников в том, что уменьшение количества часов на изучение русского языка и литературы это, в общем-то, вопрос государственной безопасности».
«В задачи Ассоциации может входить также экспертиза учебников, правовая защита педагогов», - рассказала делегат съезда из города Барнаула Ирина Филиппова» . Но о едином учебнике по русскому языку и литературе или подготовке такого учебника речь не идет. Хотя, безусловно, 250 книг по русскому языку, литературе и литературному чтению, которые сейчас входят в Федеральный перечень, слишком много, и представители Министерства образования и науки РФ, выступая на съезде, подчеркнули, что список учебников, скорее всего, сократится.
По мнению участников съезда, авторитет учителей словесности в российских школах сегодня довольно низок. Не секрет, что в глазах детей в почете более практичные дисциплины и их преподаватели. Обучать русскому языку и литературе становится сложнее в эпоху Интернета, откуда информацию можно почерпнуть быстро, но зачастую усваивается она плохо.
«Проблемы обучения русскому языку, проблемы обучения литературе назрели очень остро. И решать их надо не только сверху, административными решениями, но и нашей учительской Ассоциацией, учительскими силами, и тем опытом, который мы накопили за эти годы», - считает Марина Мищерина, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Московской области» .
Один из участников встречи, писатель и главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков, считает, что «создание Ассоциации приведет к появлению регулятора из специалистов, который будет решать насущные проблемы преподавания русского языка и литературы» .
«Подобное объединение специалистов необходимо. У нас есть всякие департаменты по образованию, общественные советы, но подобного всероссийского объединения специалистов именно в области преподавания русского языка и литературы нет, - заявил Поляков. – У нас сегодня в этих предметах много нерешенных методологических и мировоззренческих вопросов. А мы знаем, что литература – это часть воспитания, в том числе и патриотического, поэтому неудивительно, что государство хочет создать объединение, которое поможет через образование решать и воспитательные вопросы».
Съезд проводился на площадке филологического факультета Московского педагогического государственного университета, здание которого построено 140 лет назад и буквально насыщено историей. Ректор университета, академик Алексей Семенов, приветствовал делегатов съезда.
С посланием к участникам и гостям съезда обратился Президент России Владимир Путин. В своем послании глава государства подчеркнул, что «русский язык и литература занимают особое место в ряду школьных дисциплин, формируют духовный и нравственный облик молодого человека, его мировоззрение и кругозор, помогают раскрыть творческий потенциал. Но главное – играют огромную, поистине определяющую роль в воспитании таких важнейших личностных качеств, как патриотизм и гражданственность, уважение к нашему многонациональному Отечеству, его истории, традициям, богатейшему культурному наследию», – констатировал Президент РФ.
В рамках съезда его участники в непринужденной и достаточно свободной обстановке обсудили актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школах, содержание учебных программ, обучение одаренных школьников и детей с особенностями в развитии, а также вопрос о повышении статуса школьного учителя, поднятый Владимиром Путиным на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай».
13 ноября работа велась по следующим секциям: «Нормативно-правовое и учебно-методическое сопровождение преподавания русского языка и литературы», «Содержание преподавания русского языка и литературы», «Статус учителя русского языка и литературы», «Выявление, поддержка и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями».
Культурная программа для учителей тоже была весьма разнообразной и насыщенной. В первый день они побывали в Третьяковской галерее. Экскурсию проводила Валентина Бялик, которая работает в музее 50 лет и, по ее словам, знает в Третьяковке все. Она рассказала о великих художниках, таких как Врубель, Шишкин, Васнецов, об их творениях, но особое внимание уделила иконам XIII–XVII веков. Затем преподаватели посетили интерактивную выставку «Православная Русь. Романовы», которая проходила в двух десятках залов главного выставочного центра страны «Манеж». Совершили путешествие сквозь века с помощью современных технологий – 3D-инсталляций и анимированных коллажей, сенсорных столов и панелей, гигантских плазменных экранов. «На этой выставке школьники и люди преклонного возраста с большим интересом и восторгом ощущают, в прямом и переносном смысле, прикосновение к истории», – поделилась впечатлениями одна из участниц встречи.
Не менее важные вопросы обсуждались и в номерах гостиницы, иногда далеко за полночь. Что интересно, учителя собрались из разных концов страны, а проблемы у всех одинаковые. И если раньше для дальнейшего общения обменивались почтовыми адресами, то сейчас –электронными. Расставались все с багажом новых идей и с надеждой на встречу уже со старыми друзьями на Втором съезде уже созданной Ассоциации учителей литературы и русского языка, который состоится через год.
На следующий день прошла учредительная процедура, состоялось избрание Координационного совета, Контрольно-ревизионной комиссии и Исполкома будущей организации.
Председателем Координационного совета стала Людмила Дудова, известный специалист в области школьного филологического образования, а Исполком возглавил Роман Дощинский, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы.
В России сейчас около 100 разных Ассоциаций учителей-словесников. Они есть почти в каждом регионе и, конечно, останутся. Но реальные полномочия и право голоса при принятии важных решений будет, видимо, у всероссийской Ассоциации. Очень хочется надеяться на то, что созданное общественное объединение превратится в настоящее общественное движение, нацеленное на возрождение ценностного отношения к русскому языку как великому национальному достоянию России, одной из «духовных скреп» российского народа.
Важные документы
- Послание президента Российской Федерации В.В. Путина съезду Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»
- РЕЗОЛЮЦИЯ Учредительного съезда Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (13–14 ноября 2013 года)
Ссылки на видео
- Вести
- ТВЦ
- 5 канал
- ОТР
- Негосударственный региональный телевизионный канал «ТВ-21» (ООО «Северо-Западное вещание»)
Освещение в прессе
Фотографии с мероприятия