Круглый стол «Концепция школьного филологического образования»
На учредительном съезде Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы (ноябрь 2013 г.) много говорили о серьезном гуманитарном кризисе в России, о промахах в принятых и уже реализуемых Федеральных государственных образовательных стандартах. Возникло множество недоумённых вопросов. Изучаем что и когда? Как глубоко постигаем систему языка? Какие «базовые понятия лингвистики» осваиваем? До каких пределов расширяем «объемы используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения»? На каких произведениях формируем «осознание значимости чтения и изучения литературы», «понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни»?
Таким образом, была выявлена необходимость разработки единой концепции школьного филологического образования, которая бы опиралась на отечественные традиции, гармонично соединяла постижение основ фундаментальной науки (лингвистики, теории и истории литературы), эстетической, этической и духовно-нравственной составляющей русской словесности.
В преддверии празднования Дня славянской письменности и культуры 22 мая 2014 года в здании Центральной библиотеки № 94 им. М. Горького состоялся Круглый стол, на котором обсуждались проблемы преподавания русского языка и литературы в школе, концепция современного школьного филологического образования.
Мероприятие провела Всероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» совместно с «Литературной газетой».
В работе Круглого стола приняли участие члены рабочей группы по созданию проекта Концепции школьного филологического образования, в том числе представители регионов, в частности: г. Санкт-Петербурга (Ядровская Е.Р., д.п.н., доцент кафедры образовательных технологий в филологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», учитель высшей категории; Федоров С.В., доцент кафедры филологического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, учитель литературы средне-технического факультета Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, к.п.н.), г. Липецка (Углова Н.В., к.ф.н., доцент кафедры культуры ФГБОУ ВПО ЛГТУ, доцент кафедры ТиМПОД ОАУ ДПО ЛИРО), г. Ульяновска (Григорченко И.А., учитель высшей категории МБОУ «Мариинская гимназия», победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации», Почетный работник образования), Московской области (Боброва С.В., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, к.п.н.), Калужской области (Проскурнина Н.Ю., методист ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования»).
Дискуссия проходила по следующим вопросам:
- Согласны ли вы с мнением, что школьное гуманитарное образование в целом и филологическое в частности находятся в глубоком кризисе? Если да, то каковы причины кризиса?
- Как вы считаете, в чем заключаются основные проблемы филологического образования в школе? Закономерно ли отсутствие предметного содержания в Федеральном государственном образовательном стандарте и как это может сказаться на судьбе русского языка и литературы в российской школе?
- Можно ли, на ваш взгляд, решить проблемы, связанные с преподаванием русского языка и литературы, без пересмотра количества часов, отведенных сегодня на эти предметы? Какими вам видятся иные пути решения проблем?
- Как вы определяете цели и задачи современного школьного филологического образования? Насколько и почему они изменились за последнее время? Что в преподавании русского языка и литературы нуждается, на ваш взгляд, в сохранении, а что – в изменении и модернизации?
- Как вы считаете, поможет ли введение обязательного сочинения укрепить позиции русского языка и литературы в школе или только ляжет дополнительной нагрузкой на плечи учителей-словесников?
- Насколько целесообразным и научно обоснованным представляется вам объединение русского языка и литературы в единый предмет (во ФГОС полного среднего образования)?
- Разделяете ли вы мнение, что изучение предмета «русский язык» должно ограничиваться только изучением правил правописания?
- Какой вы видите миссию предметов «русский язык» и «литература» в школах национальных регионов России?
- Считаете ли вы, что современная российская школа нуждается в единой концепции филологического образования? Каковы, на ваш взгляд, цели и задачи данной концепции?
- Возможен ли (и нужен ли), по вашему мнению, единый учебник по литературе?
В организации обсуждения и самом обсуждении активное участие приняли: обозреватели и редакторы «Литературной газеты», куратор проекта «Словесник» Гавердовская Т.А., заслуженный учитель РФ, учитель гимназии № 1539 Айзерман Л.С.
На Круглом столе присутствовали не только представители филологической общественности. Заметной фигурой был Лубков А.В. – д.и.н., профессор, Член Президиума Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания, член московского отделения Ассоциации учителей истории и обществознания, член экспертной сценарной группы при Министерстве культуры РФ, автор более 100 работ по отечественной истории, проблемам современного образования, методологии и методике преподавания гуманитарных наук, профессор.
Очень важными стали выступления представителей московских вузов: Чернышевой Е.Г. – д.ф.н., профессора Московского педагогического государственного университета, Почетного работника высшего профессионального образования; Волкова А.А. – зам. директора Института туризма и гостеприимства (филиал в г. Москве), к.п.н.
Свое веское сказал и Зинин С.А. – д.п.н., профессор, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе Федерального института педагогических измерений.
Московское учительство представляли: Ганабова О.А. – руководитель регионального отделения АССУЛ (г. Москва), лауреат регионального конкурса «Учитель года-2005», победитель ПНП «Образование», учитель высшей категории ГБОУ «Лицей № 1581»; Юнусова Б.С. – учитель высшей категории ГБОУ «Лицей № 1581»; Мончаковская О.С. – Заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории ГБОУ СОШ № 499.
Круглый стол посетили также редакция журнала «Литература в школе» в лице Калганова Т.А. – к.п.н., доцента, автора книг по методике преподавания литературы; автор учебника по литературе издательства «Вентана-граф» Ерохина Е.Л. – учитель высшей категории, доцент кафедры риторики и культуры речи МПГУ, к.п.н.; Федоров А.В. – заведующий редакцией литературы издательства «Русское слово».
Более подробную информацию о Круглом столе можно прочитать на сайте «Литературной газеты».
Фотографии с мероприятия