ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА»
(«АССУЛ»)

 

 

Деятельность Ассоциации, Календарь словесника 2023

150 лет со дня рождения М.М. Пришвина

4 февраля 2023 года исполнилось 150 лет со Дня рождения писателя, имя которого каждому  известно с детства: на его рассказах о животных, о природе мы росли.
Все его произведения посвящены неразрывной связи человека и природы, единству живого мира, в котором, как считал писатель, чудеса «совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни».
До того, как стать писателем, Михаил Михайлович был агрономом.

Прожив несколько лет в Лейпциге, Пришвин стал дипломированным агрономом. Вернувшись на родину, он успешно занимался этой профессией и стал автором нескольких книг о сельскохозяйственных культурах, например, о картофеле.

Во время войны Пришвин был корреспондентом на фронте, передавая очерки в несколько газет.

А ещё он был библиотекарем, а затем учителем?

Да! М.Пришвин  был еще и школьным учителем!

Это было в мрачные  и суровые послереволюционные годы, когда в стране царили голод и разруха. Именовался он тогда – «шкрабом», что значило — «школьный работник». На пропитание он должен был зарабатывать сам, получая за свой труд в месяц шесть фунтов овса и две восьмушки махорки, занимался охотой, как промыслом, пытаясь прокормить семью.
Осенью 1919 года Пришвин преподавал географию в Елецкой гимназии, откуда будучи ребенком был изгнан за конфликт с учителем географии В.В. Розановым.
Преподавал Пришвин по своему собственному методу, без определенной программы. Он читал детям свои книги о путешествиях «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком» и увлекательно рассказывал о своих многочисленных поездках по стране.


А с 1920 года Пришвин перебрался в Смоленскую губернию, где в бывшем имении купцов Барашниковых устроил Музей усадебного быта и преподавал литературу и русскую словесность. В автобиографическом рассказе «Школьная робинзонада» Пришвин так описывает свои уроки словесности в Алексинской школе: «Я никогда не был учителем, не выработал в себе еще шаблона, сам ужасно робел и потому перед уроками столько занимался, что как будто сам готовился к экзамену.

Я не готовился даже, я просто сам сочинял свою историю словесности, потому что не по чем было готовиться, у нас не было библиотеки, не было даже учебников; самых старых — учебников Смирнова было только несколько экземпляров. Не было вначале даже просто Пушкина, ничего не было: пустой класс с дымящейся печью и дети земли, сидящие по краям ободранного бильярда».

Несмотря на тяготы послереволюционного быта, на голод и разруху, с которыми пришлось столкнуться в годы преподавательской работы, Пришвин сохранил об этом времени и своих учениках самые теплые воспоминания.
Он признавался впоследствии: «Если бы не страсть к писательству, берущая меня целиком, я никогда не оставил бы этого благословенного труда, вознаграждаемого высшей наградой — любовью детей».

В возрасте 33 лет заинтересовавшись этнографией и фольклором, Пришвин неожиданно оставил службу и пешком отправился в дальнее путешествие на русский Север.
Во время своего путешествия он собрал 38 народных сказок.
Впечатления, полученные в ходе его странствия, в дальнейшем оказали огромное влияние на его творчество.
За книгу очерков, написанную по итогам северного вояжа, Пришвин удостоился медали Российского Географического Общества.

Российский и советский писатель Михаил Пришвин оставил нам значительное литературное наследие, благодаря которому мы учим детей знать и любить природу, а значит, Родину.

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 9/17, стр. 5.


2014 - 2024 © Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка»