Деятельность регионов, Ярославль
Профильный лагерь «Проба пера», или ни дня без искусства слова
Профильный литературный отряд в летнем лагере Красноткацкой школы Ярославской области – теперь уже замечательная традиция. У пишущих ребят есть уникальный шанс посетить мастер-классы знаменитых поэтов и писателей, познакомиться с самыми необыкновенными словесными жанрами, принять участие в творческих пленэрах по городам и сёлам родного края и, конечно, расширить свой кругозор и получить невероятный запас вдохновения, а может – открыть в себе талант юного поэта и писателя.
Лагерь, в котором каждое мгновение пропитано духом созидания. Лагерь, за все четыре дня ни один ребёнок не уткнулся в телефон вместо предложенных учителем занятий. Лагерь, в последний день которого у всех было только одно желание – вернуться на машине времени в самое начало.
Литературная студия «Проба пера»:
тернистыми тропами – к достижениям
Уже около десяти лет в Красноткацкой школе успешно существует литературная студия, известная далеко за пределами области. Разве не чудо – дети сами пишут стихи и рассказы и при этом развивают свою речь, обогащают свой духовный и нравственный мир? Сейчас никто уже не помнит, что начиналась «Проба пера» с обычного кружка по русскому языку и с «лингвистических сказок» - забавных историй на правила русского языка. Потом вдруг ребята почувствовали, что им становится тесно в таких рамках, и хочется сочинять вовсе не о том, почему «не» с глаголами пишется раздельно, а о пушистом снеге, кленовом осеннем листке, первом цветке мать-и-мачехи на проталине. Что поделать? Детские души просили стихотворений, рассказов и сказок!
Несколько лет студия существовала в формате индивидуальных консультаций с пишущими ребятами. В основном, приходили школьники 5-8 классов. Общение педагога с ребятами происходило после уроков, на перемене в школьных коридорах, вечерами по телефону. Уже тогда в арсенале студии появились глубокие, образные, необычные стихи, вышедшие из-под пера неугомонных шалунов. И вот первый конкурс и первые победы! А дальше начались настоящие чудеса: пишущие ребята стали преображаться, их глаза на мир стали раскрываться, дети почувствовали интерес и какую-то сопричастность к словесному искусству. Стало понятно, что литературное творчество – то поле деятельности, которое раскрывает перед педагогом широкие горизонты. Однако подчеркнём, что у нас не было и нет задачи сформировать писателя или поэта. За литературным творчеством скрывается другое: приобщение с детства к миру литературы, формирование мышления «связным текстом», развитие тяги к прекрасному. Стало ясно и другое: чтобы добиться результата в литературном творчестве, нужны не хаотичные единичные занятия-консультации, а система работы.
Именно поэтому с 2013 года в школе появились занятия внеурочной деятельности «Проба пера» для самых маленьких – второклассников и третьеклассников, продолжительностью 45 минут один раз в неделю. Ребята в группах исследовали тексты разных жанров, выявляли общие признаки, анализировали работы сверстников и затем создавали свои тексты. Сперва короткие – считалки, загадки, скороговорки, потом – рассказы, сказки, стихотворения. Тут же стала очевидной другая проблема – отсутствие методической базы по обучению детей литературным творчеством. Достаточно большое количество пособий по развитию речи ставили первостепенной задачей именно формирование грамотной речи; какие-либо брошюры и исследования по литературному творчеству казались либо чересчур общими, либо трудноприменимыми к реальным детям и школьным условиям. Было принято решение самому педагогу разработать авторские программы и авторские учебные пособия – небольшие рабочие тетрадки, на которых предполагалась работа на занятиях. Очень скоро были разработаны и успешно апробированы подобные тетради на три года обучения.
Результатами занятий студии «Проба пера» стали индивидуальные и групповые проекты – сборники собственного сочинения, а также социально значимые продукты: календари и дневники на литературной основе, которые можно успешно тиражировать и использовать в образовательном процессе.
Калейдоскопом закружили нас ежегодные конкурсы и победы в них: например, областные конкурсы юных поэтов «И вновь душа поэзией полна», «Вдохновение», а также всероссийские конкурсы, например «Сочи-МОСТ», «Космос говорит по-русски», «Фанфикшн – территория творчества». Каждый месяц в нашем сознании уже стал ассоциироваться с определённым конкурсом, к которому ребята заранее начинали готовиться.
Но особенность творческих людей в том, что их не устраивает ничего устоявшееся. И педагогу, и учащимся, хотелось каких-то радикальных перемен, каких-то новых методических форм работы на «Пробе пера».
Именно тогда и возникла идея профильных лагерей, которая встряхнула ребят студии и заставила посмотреть вокруг свежим взглядом.
Вереница литературных каникул
Когда устраивать профильный лагерь? Конечно же, на каникулах: коротких осенних, весенних и чуть подлиннее – летних. По сути, это тот же самый школьный лагерь дневной формы пребывания с двухразовым питанием, только с одним существенным отличием: каждое мероприятие такого лагеря посвящено литературному профилю. Отдыхать учась, отдыхать развиваясь и просвещаясь – эти слова можно взять девизом такому лагерю. Да, заниматься «ниченеделанием», играми и свободным общением этим ребятам не пришлось. Но разве отдых – не есть смена разных интересных занятий? Разве разнообразный, радостный труд себе в удовольствие – не отдых?
Какие конкретные методические формы работы были использованы в нашей практике? Литературные экскурсии в музеи и библиотеки, библиотечные занятия, посвящённые книгам на какую-то тему, авторам и знаменательным событиям, мастер-классы, литературные гостиные и чайные церемонии, театральные встречи, командные игры и викторины.
Чтобы представить точнее, что представляет собой профильный лагерь, посмотрим на первый день летней смены:
8.00 Встреча детей, обмен текущими контактами с родителями, решение организационных моментов.
8.30. Торжественное открытие летнего профильного лагеря «Проба пера» в 10 кабинете.
Приветственное слово директора школы Мухиной М. П.
Напутствие заместителя директора школы Касимовой Н. Н.
Творческий номер от воспитанников лагеря «Проба пера»
Небольшая театральная сценка с интерактивными заданиями, посвящённая открытию лагеря.
9.00 Завтрак.
9.20 Организационная линейка. Знакомство с деятельностью профильной смены лета-2018. Проектная работа. Инструктаж по технике безопасности во время выездных мероприятий, правила поведения на территории школы, дорога домой.
9.45 Игры на сплочение коллектива.
10.30 Отправление в библиотеку посёлка Красные Ткачи (если хорошая погода – пешком).
11.00 Прибытие в библиотеку. Начало программы «Детства чудесная пора» (в честь Дня защиты детей)
Чаепитие. Сладкий стол
12.00 Отправление в школу.
12.30. Прибытие в школу.
12.40 Командная игра «Литературный нон-стоп»
13.40. Подведение итогов командной игры. Торжественная посадка дерева студии «Проба пера» у школы (сербская ель)
14.00 Обед
14.20 Праздничное чаепитие в 10 кабинете. Заполнение первого сердечка «Гирлянды лета»
15.00 Круг дружбы. Отправление по домам.
Каждая минута, каждый миг такого лагеря занят полезным делом и работает не только на развитие личности ребёнка и расширение его кругозора, но и на конкретный индивидуальный или групповой проект, над которым ребята профильного лагеря трудятся в течение смены. Вот по сути ещё один мостик между кружковой работой и уроком, ещё один ориентир на ФГОС, подготовка к защите индивидуального проекта, который ждёт каждого выпускника 9 класса.
В осеннем и весеннем лагере таким индивидуальным проектом стали «Дневники путешественника», которые вели ребята каждый день. В первом случае это был упрощённый вариант – папка с файлами, где на один день предназначался один белый лист. В конце дня выделялось специальное время, когда ребята заполняли лист: младшие могли оформлять свои впечатления от поездок, встреч, мастер-классов в виде рисунков, старшие составляли тексты в любом жанре. Весной задания чуть усложнились: вместо пустых листов у ребят были заготовки «Дневника путешественника» - странички с расчерченными строчками и подготовленные педагогом задания. Заканчивался лагерь обязательной защитой индивидуального проекта. Каждый демонстрировал свои рисунки, читал написанные за дни лагеря тексты, делился своими впечатлениями и рассказывал, чему научился.
В летнем лагере, как уже видно из плана первого дня, ребята ежедневно трудились над увлекательным проектом «гирлянда лета». Аналогично весне и осени, в конце дня дети получали по одному белому листу, вырезанному в форме сердца. Теперь уже обязательным условием стал текст определённого жанра о том, как прошёл день, составленный самим ребёнком. «Перечень» таких жанров выводился педагогом на экран: это рассказы, сказки, стихотворения, странички дневника, акротексты, стихотворения в рисунке, лимерики, синквейны, загадки, очерки, заметки и т.д. С каждым из этих жанров ребята уже знакомились в течение года на «Пробе пера», поэтому здесь только применяли на практике полученные умения.
В конце смены сердца скреплялись за края степлером, и у каждого получилась длинная гирлянда, которую потом можно повесить дома над кроватью, над письменным столом или на балконе, чтобы каждое сердечко напоминало чудесные мгновения лагеря.
Учимся ловить вдохновение: пленэры на природе
Но самым увлекательным и продуктивным проектом летнего лагеря «Проба пера» стало участие в создании «Детского путеводителя по Ярославской области». Здесь надо сказать несколько слов о «Школе вдохновения» - уникальном творческом образовательном пространстве Ярославля, которым руководит талантливый, креативный и мобильный педагог – Наталья Орлова. Именно благодаря её стараниям, а также помощи коллег и ребят, на создание путеводителя был выигран грант «Православная инициатива». К тому моменту, когда «Проба пера» была приглашена к сотрудничеству, «Школа вдохновения» уже выпустила два детских путеводителя: по Ярославлю, Рыбинску, Тутаеву, Переславлю-Залесскому, Угличу, Ростову Великому.
Теперь же наш маршрут пролегал удивительными уголками Ярославского края, которые находятся в непосредственной близости от «Золотого кольца России»: городах Гаврилов-Ям и Мышкин, посёлке Борисоглебском, сёлах Великое и Курба.
Пожалуй, стоит особо остановиться на такой методической форме как пленэр: в городах и сёлах у ребят были сперва экскурсии, после чего они садились на свои стулья, коврики, брали ручки и карандаши и начинали творить. Они писали стихи и рассказы о том, что видели вокруг себя, что их удивляло, радовало, тревожило.
Третьеклассница Ульяна Шеренгина вдруг заметила, что стволы берёз чем-то похожи на далматинцев, а ещё узоры на их коре напоминают лица людей.
Ульяна Шеренгина
Стволы берёз, как далматинцы
Склонились к голубой воде.
Узоры на коре, как лица,
написанные на холсте.
Как будто говорят мне «Здравствуй»,
Я обнимаю их в ответ.
Как же, наверное, прекрасно,
Что я пришла на белый свет!
Десятилетнего Сашу Осипова привлёк очень длинный мост в Гаврилов-Яме. Взглянул паренёк на мост – и вот уже готовы стихотворные строчки:
Вижу мост автомобильный
Очень, очень, очень длинный...
По нему спешат машины
Шины, шины, шины, шины...
А в машинах едут люди,
Что же дальше с ними будет?
Петроченков Кирилл, одноклассник Саши, настолько вдохновился Борисоглебским монастырём, что написал акротекст – короткий текст, в котором из первых букв каждой строчки складывается определённое слово. При этом, третьеклассник не только технически выдержал жанр, но и наполнил свою работу личностными эмоциями.
Белокаменные храмы.
Около них – сказочные лиственницы.
Роскошные палаты,
И всюду – дух старины.
Смотрят на нас сверху величественные купола,
Окружает нас крепостная стена,
Голубое небо раскинулось над храмами.
Лучи солнца льются с небес.
Если хоть раз тут побывал, не забудешь этот край…
Борисоглеб меня покорил!
Варю Ускову больше всего удивил Мышкин, а особенно – подъём на колокольню. Крутые ступени, узкие проходы – и вдруг – колокола, простор старинного города и ширь Волги. Просто дух захватывает, когда оказываешься на этой высоте!
В чудный Мышкин держишь путь ты
Через тёмные леса,
На автобусе, пароме,
Вот какие чудеса!
Колокольня. Восхититься.
И подняться по ступеням.
Чудным видом вдохновиться,
И спуститься вновь на Землю.
Конечно, перед тем, как попасть в путеводитель от «Школы вдохновения» эти работы ещё пройдут редактирование. Возможно, в издание попадут только лучшие из них. Но все творческие зарисовки попали в небольшую печатную книжку впечатлений, которая была сделана на уровне отряда и торжественно вручена каждому.
И чем шире кругозор…
Среди мероприятий профильного лагеря «Проба пера» есть те, которые, на первый взгляд, совершенно не связано с литературой. Скажем, поездки в планетарий, в пряничную лавку на мастер-класс по росписи пряника, на архитектурную экскурсию по старому Ярославлю. Но это только на первый взгляд. На самом деле юному писателю просто необходима каждодневная подпитка впечатлениями – чтобы что-то зашевелилось в душах, чтобы что-то пробудилось в сердцах. Поэтому для ребят такого лагеря важны любые мероприятия совершенно любой направленности, если они вдохновляют юных творцов. Тем более… так ли далеко звёздное небо от литературы? А после мастер-класса по росписи пряника у нас был конкурс на лучшую историю из жизни пряника.
Экскурсия «В гости к куклам» - в закулисье кукольного театра – показала нам, как создаётся образ литературного персонажа на сцене, экскурсия «Как делают мультики» - в мультипликации. Две сказки в Театре юного зрителя надолго запомнились ребятам как чудо.
22 июня, в День памяти и скорби, у профильного лагеря состоялся торжественный поход к памятнику погибшим солдатам, где каждый читал стихи о войне – свои, не свои – неважно. И это тоже литература, многогранная и неповторимая.
Маленькие сердца делают большое открытие: литература – не только зелёный учебник, по которому учитель просит к следующему уроку прочитать «от этой страницы до этой». Литература разлита во всём: в кучевых июльских облаках, в ароматах луговых трав, в скрипе качелей во дворе.
…И даже зарядка – литературная
Было в лагере «Проба пера» множество мелочей, которые в конечном счёте делали жизнь ребят удивительной и уникальной. К примеру, утром детей ждала физическая разминка, но не обычная – литературная. Всё как и положено: начинаем с шеи, продолжаем руками, завершаем туловищем. Да вот только учитель не говорит «вправо-влево, раз-два», а называет по очереди имена и фамилии. Если это имя-фамилия писателя, то надо сделать наклон вправо, если имя-фамилия литературного персонажа – наклон влево. И попробуй ошибиться – на следующий раз будешь сам проводить похожую разминку!
Отрядный круг в конце дня и песня «Ты да я, да мы с тобой» - ещё одна такая «мелочь», без которой невозможно было представить ни одного дня. Отрядные конкурсы и дни рождения. Обязательные подарки в конце смены – хорошие художественные книги с дарственными надписями от отряда. Огромный торт в виде книги с эмблемой «Пробы пера». Каждодневные викторины, соревнования и квесты, которые полностью готовили сами дети. Ненавязчивая рефлексия – развешенные по классу чистые листы А3, на который в любой день любой желающий мог поделиться впечатлениями, проблемами, сказать кому-то слова благодарности или письменно «выговориться», если на что-то в обиде.
Без всех этих деталей профильный лагерь «Проба пера» представить было невозможно.
Лагерь, в котором учат быть счастливым
В последний день лагеря на глазах ребят были слёзы. У всех была заветная мечта: вернуться в первый день лагеря и прожить всё сначала. Ну а можно – сразу в следующие каникулы, когда «Проба пера» снова откроет двери лагеря.
В чём же секрет успеха такого лагеря? Наверное, в том, что там каждый ребёнок учится быть счастливым. Пусть он не станет ни поэтом, ни писателем, пусть он в будущем вообще выберет себе путь, не связанный с художественным словом, но он уже никогда не пройдёт мимо цветущего куста жасмина, обязательно полюбуется на купола храма, остановится, чтобы послушать пение иволги. Тот, кто хоть раз в жизни прикоснулся к чуду создания стихотворения или рассказа, смотрит на мир другими глазами. Он видит скрытую жизнь вещей. Он по-другому смотрит на привычные вещи. Он умеет видеть удивительное в самом обычном – и благодаря этому находит гармонию в жизни.
Наверное, ради этого и стоит работать в таких профильных лагерях.
Закончить хочется стихотворением теперь уже девятиклассника, Биндалова Дмитрия, который прошёл через всю «Пробу пера» и уже точно на всю жизнь сохранит особый, созерцательный настрой.
Удивительное рядом
Удивительное рядом!
Это знаем я и ты.
Видишь – радуга над садом,
В палисаднике цветы.
Тополиные пушинки
Тихо в воздухе кружат.
Как волшебные снежинки
Устилают все подряд.
Майский дождик
Звонкий, теплый
К нам в окошко постучал.
По деревьям и по стеклам
Серебринки разбросал.
Лягушонок прыгнул в лужу,
На траве сидит оса.
Со щенком котенок дружит
Вот какие чудеса!
Удивительное рядом!
Вы поверьте мне, друзья.
Где? Да просто видеть надо
Красоту вокруг себя.
Бутусов Алексей Владимирович, учитель русского языка и литературы МОУ Красноткацкая СШ ЯМР, руководитель детской литературной студии «Проба пера».